17.03.2017 00:45 Главная Блоги
+2

Управляемая вражда

Описанная С.Г. Кара-Мурзой манипуляция сознанием понятна и даже закономерна: в перестроечные годы народ, столкнувшись с новыми и незнакомыми явлениями, не успев толком в них разобраться, попал под влияние хитрых и коварных манипуляторов. А манипуляторы орудовали виртуозно и напористо, по капле впрыскивая в народное сознание яд и понемногу внушая необходимость назревших якобы перемен. Мало-помалу яд начал действовать, и советские граждане чуть ли не с радостью принялись рассуждать о ненужности бесплатной медицины, о необходимости отпуска цен и о том, что безработица – большое благо. Сейчас всё это кажется какой-то немыслимой ерундой. Но это, увы, было. А потому, когда прозревшие диссиденты начинают объяснять, что не думали, что так оно всё выйдет, невольно ловишь себя на каких-то недобрых мыслях.
Недобрые мысли приходят и когда понимаешь, что горький опыт никого и ничему не научил, что люди рады обманываться снова и снова, позволяя власть имущим лепить из народного сознания любых невиданных зверей. Чего, собственно, власть хотела от народа в перестройку? Чтобы тот как должное, а то и с радостью, с осознанием необходимости и судьбоносности происходящего принял развал страны и делёж государственного имущества. Всё так и вышло. Правда, сначала народ основательно «просветили» насчёт шестидесяти миллионов расстрелянных и тридцати сортов колбасы. Нужно было внушить, что советский режим кровавый и благосостояния своим гражданам дать по определению не может. И, надо сказать, внушение удалось на славу – по сей день на территории бывшего СССР существует неформальная секта верующих в шестьдесят миллионов расстрелянных. А тогда, в конце 80-х, граждане просто устыдились своей «кровавой» и «нищей» страны.
Зато сегодня народ России гордится своей страной. Так, опрос Левада-центра показал, что около 80% граждан гордятся Россией в целом и около 70% – нынешней Россией. Конечно, это прекрасно, когда люди гордятся своей родиной. Плохо лишь то, что гордость эта – величина уж больно непостоянная и зависит от капризов и сиюминутных задач властей предержащих. Да и народ уж больно непостоянен и податлив – куда власть дунет, туда и поворачивается. Что, например, нужно сегодняшней власти? Впрочем, проще сказать, чего ей не нужно. Не нужно сегодняшней российской власти, чтобы народ был объединён общей идеей и общим устремлением. Не нужно, чтобы социалистическое прошлое единодушно воспринималось как благо. Не нужны, прежде всего, сплочённость и общее целеполагание. Гораздо удобнее, когда народ расколот и разделён на множество мелких, враждующих групп, своего рода сект и подсект, объединяющих людей с общей верой, общими героями, врагами и даже святыми. Секта монархистов, секта царебожников, секта последователей А. Навального, секта сочувствующих Pussy Riot, секта евро- или американофилов, секта стыдящихся за присоединение Крыма к России и т.д. и т. п. Конечно, не всякие убеждения приводят в секту. Но когда убеждения основаны на мечтах и «художественном опыте», когда человека не интересует истина и он не желает разбираться и задумываться, когда чувство общности со «своими» берёт верх над здравым смыслом, когда убеждённость в собственной правоте заставляет не считаться с окружающими – можно смело говорить о зарождающейся секте.
С.Г. Кара-Мурза разбирал механизмы манипуляции сознанием: как именно, с помощью чего «прорабы перестройки» оболванивали советского человека. Сегодня механизмы усовершенствованы, да и задачи манипуляторов стали разнообразнее. Появилась, например, такая технология как PR, о которой все прекрасно знают, но почему-то не замечают её действие. Представим, что для каких-то целей к некой персоне нужно притянуть внимание. Возможно, этой персоне требуется продать недавно изданную книгу или билеты на свой спектакль, поднять рейтинги собственного телеканала или распродать остатки прошлогодней коллекции колготок, а бывает, что цели даже и не проглядываются. Возможно, сегодня необходимо раздуть популярность этой персоны, чтобы завтра использовать её в качестве подставной фигуры на выборах, как проводника нужных идей, как подходящую кандидатуру на должность и пр., пр., пр. И вот к персоне привлекают перманентное внимание с помощью интервью, выступлений, статей, любых материалов в средствах массовой информации вплоть до скандалов и сплетен. Главное, обеспечить повышенный интерес со стороны публики, чтобы человек стал узнаваемым и даже хорошо знакомым. Но публике следует отдавать себе отчёт, что её используют и манипулируют ею, применяя технологии манипуляции сознанием.
Сегодня не нужно внушать стыд за свою страну. Зачем? Пусть люди своей страной гордятся, пусть только каждый гордится страной по-своему и ненавидит тех, кто гордится иначе. И пусть у каждой такой группы будут свои герои и лидеры, которым с помощью PR-технологий сделают необходимый имидж. Пусть будут и те, кто ничем не гордится – такая секта тоже не помешает.
Таким образом создаётся атмосфера перманентной вражды. Но это именно управляемая вражда. Время от времени в медийное пространство вбрасываются сенсационные или скандальные сообщения: что-то там написал Бильжо, а потом пропал, как будто и не существовало Бильжо на свете; кто-то куда-то поехал; кто-то кого-то проклял; кто-то с кем-то поругался… И публика тут же заглатывает и всерьёз начинает обсуждать и – слава Богу, пока виртуально – кидаться друг на друга.
Почти неделю страна гудела, обсуждая выходку депутата Государственной Думы  Н.В. Поклонской, объявившей о мироточении памятника Николаю II. Раскол, произведённый Н.В. Поклонской, был очевиден, страна разделилась на два лагеря, посыпались взаимные обвинения в «мракобесии» и «безбожии», пока наконец Церковная комиссия не объявила, что никакого мироточения не было. Однако сторонники Н.В. Поклонской не собираются сдаваться, и как только комиссия уехала, был засвидетельствован еще один факт мироточения, на сей раз иконы в часовне Святых Царственных Страстотерпцев в Симферополе. Свидетелями стали: отец Фёдор, паломницы Лариса и Мария, прихожанки Ксения и Людмила. «Мракобесы» уделали возликовавших было «безбожников», противостояние вошло в активную фазу, врагу не сдаётся наш гордый «Варяг».
Многочисленные сторонники Н.В. Поклонской настаивают на своём праве исповедовать открыто христианскую веру, а все нападки объясняют неизбежными искушениями во время Великого поста. Самые яркие объяснений дали священник-лицедей Иван Охлобыстин и заместитель главного редактора телеканала «Царьград» Юрий Пронько. Охлобыстин объявил, что готов бить морды всем недовольным Н.В. Поклонской, потому-де «ладная она, настоящая!» Пронько пошёл ещё дальше и назвал несогласных «недоумками» и «интеллигентным быдлом». И это во время Великого поста!..
Но тут стоит остановиться подробнее, чтобы понять: кто кого искушает, что значит «чудеса» и «христианская вера», во что, благодаря Поклонской и иже с ней, превращается православное сообщество, и что изо всего этого следует.
Генеральный продюсер телеканала Царьград, где и состоялась премьера Н.В. Поклонской, Константин Малофеев заявил: «Почему мы, христиане, не можем исповедовать те христианские чудеса, в которые мы верим?» Охотно ответим Вам, Константин Валерьевич.
Известно, что в отношении чудес Церковь призывает: «Не хули и не принимай». Одного этого должно было бы быть достаточным для столь неистово верующих граждан. Ан нет. Что ж, идём дальше. В Евангелии от Луки описано, как апостол Пётр, увидевший чудо от Христа, воскликнул: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк 5:8). Но не таковы наши любители чудес, воображающие, что Господу Богу только и дела, чтобы являть им своё присутствие.
Между тем с первых веков христианства отношение Церкви к чудесам не менялось, и было оно, скорее, отрицательным, чем восторженным. Вот лишь несколько примеров. Свт. Иоанн Златоуст (347 – 470): «Что же составляет жизнь нашу? Явление ли чудес или заботливость о благоустройстве поведения? Очевидно, что последнее…»; прп. Иоанн Кассиан Римлянин (360 – 435): «Чудеса, возбуждая удивление, мало содействуют святой жизни…»; свт. Игнатий (Брянчанинов) (1807 – 1867): «Человеки, в упоении самомнением, самонадеянностью, невежеством, стремятся безразборчиво, опрометчиво, смело ко всему чудесному <…> Мы приближаемся к тому времени, в которое должно открыться обширное зрелище многочисленных и поразительных чудес…»; прп. Амвросий Оптинский (1812 – 1891): «По совету прп. Марка Подвижника, должно такие вещи (чудеса – С.З.) оставлять без значения, не доверяя им…»; И.А. Ильин (1883 – 1954): «…Настойчивое чудоискательство не свидетельствует о зрелости религиозного опыта суетливого искателя»; А.И. Осипов, профессор МДА: «Лжечудеса, как правило, происходят с теми, кто ищет чудес или внутренне считает себя достойным видеть и получать их, кто впал в самомнение (прелесть)».
Среди впавших в прелесть Н.В. Поклонская не первая и не последняя. Например, в 2003 г. в Клину замироточили (а возможно, и по сей день мироточат) все иконы в спальне некой гражданки Жучковой. Церковную комиссию Жучкова прогнала, во дворе многоквартирного дома, где и проживала, самочинно возвела часовню, в которой проходили самочинные службы. Православные в отношении мироточения жучковских икон опять же разделились. Причём принимающие чудо объявили всех непринимающих «безбожниками». Так что секрет Н.В. Поклонской прост. Он заключён в её же собственных словах: «Они (царская семья – С.З.) погибли для того, чтобы мы сделали Россию процветающей и великой...» Легковерие и любовь к чудесам Церковь связывает с прелестью или прельщением. Прелесть восходит к гордыни: человек, вокруг которого случаются чудеса, воображает себя особенным, необыкновенным. Чудо воспринимается как знак своего собственного отличия, указание на свою неординарность. Не нужно быть ни психоаналитиком, ни экзорцистом, чтобы догадаться: Наталья Владимировна впала в прелесть и видит себя избранной Богом в деле возрождения России. Как говорится, спасибо, конечно. Но лучше не надо.
В ответ на недоумения по поводу мироточащего металла, защитники Н.В. Поклонской заголосили, что мироточить может всё, что угодно. Действительно, и в дохристианском мире были описаны случаи, когда языческие изваяния покрывались влагой или маслянистой жидкостью. И какой же вывод предлагают сделать из этого Поклонская и Ко?.. В прежние времена на верующих за поспешную веру в чудеса налагалась епитимья, то есть особое наказание. Видно, теперь всё по-другому, раз глава синодальной Комиссии по канонизации святых епископ Троицкий Панкратий призвал не «критиковать молодую, неискушённую ещё в политике, женщину-депутата». Но, во-первых, не кажется ли уважаемому батюшке, что здесь явная путаница Божия и кесарева, что, как известно, христианам заповедано не смешивать. Во-вторых, Церковь у нас отделена от государства, а потому разговоры о чудесах и дружбу иерархов с депутатами следует перенести из медийного пространства в личное. Что если какой-нибудь депутат-иудей начнёт восторженно рассказывать в эфире о скором пришествии Машиаха или о мироточении Стены плача? Ведь поклонники госпожи Поклонской первыми поднимут крик. В-третьих, если и прав владыка Панкратий, то, может, не стоит позволять цирюльнику учиться ремеслу на голове сироты, а другими словами, может, госпоже Поклонской следует для начала набраться опыта, а уж потом идти в законодатели?
Пока что господам вроде Поклонской, Охлобыстина и Пронько удалось: во-первых, создать вокруг Церкви атмосферу балагана, во-вторых, кого прельстить лжечудесами, а кого и подтолкнуть к хуле, в-третьих, усугубить раскол в обществе. В дни Великого поста таким рьяным христианам следовало бы помнить: «горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф 18:6). Ведь «кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жёрнов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф 18:7).
Но сторонники экс-прокурора Крыма изображают невинность, объясняя странности поведения Натальи Владимировны её искренностью. Что ж, искренность, безусловно, качество хорошее. Но, помилуйте, к чему же здесь эвфемизмы?.. Впрочем, остаётся вопрос: праздношатающаяся эта «искренность» или кем-то умело направляемая?
Кому может быть выгодна такого рода «искренность»? Да кому угодно! Например, «православному олигарху» К.В. Малофееву для роста популярности созданного им телеканала «Царьград» или в каких-нибудь смелых видах на Крым. Властям предержащим, которые пестуют раскол и управляемую вражду. Романовым-Гогенцоллернам, с которыми Наталья Владимировна поддерживает тёплые отношения и которые претендуют если не на шапку Мономаха, то хотя бы на Ливадийский дворец. А заодно и всем тем, кто считает дни до распада России. Для всей этой публики Н.В. Поклонская – фигура весьма удобная. Появилась она в медийном пространстве три года назад. И что-то около года уверенно эпатирует публику бестактными заявлениями и выходками. Подобных ей медийных персон сегодня достаточно много: появляются какие-то люди, при помощи PR-технологий им создаются нужные репутации, и люди эти становятся носителями определённых идей, в которые предлагается верить. Вокруг каждой такой идеи немедленно собираются толпы поклонников и противников, организуется очередное противостояние, на время полностью занимающее внимание всего общества. При этом общество даже не замечает, что за очередным накалом страстей таится очередная негоция. А какая-нибудь возмутительная ссора двух медийных персон – всего лишь хорошо продуманная PR-акция.
Глядя на эти страсти, не всегда понимаешь, где именно находишься: в цирке или в сумасшедшем доме. Но больше всего удивляет та доверчивость, с которой соотечественники принимают любые сообщения. Если вдуматься, во что и чему верят современные россияне, волосы встают дыбом. Тут и магические кристаллы, и чудодейственные снадобья, бог Кузя и мироточащие памятники, экстрасенсы и Джуна, пророчества и предсказания… Верят даже и в то, что человек может быть одновременно в двух разных местах: в тюрьме и на курорте, на войне и на гастролях… Если сложить все эти верования, то получится, говоря интернет-языком, «аццкая» чушь, какой-то чудовищный, безумный мир, похожий на мир Босха…
Возвращаясь к Н.В. Поклонской, стоит вспомнить, чем отличилась она в последнее время: прошла в колонне Бессмертного полка с иконой Николая II, сравнила Ленина и Мао Цзэдуна с Гитлером, схватилась с создателями фильма «Матильда», осудив и призвав запретить ещё не вышедший фильм, и, наконец, в эфире телеканала «Царьград» заявила во всеуслышание, что в Симферополе замироточил памятник Николаю II. Напоминает это похождения Ивана Бездомного: «Повесили на грудь иконку. <…> Сорвались с забора, повредили лицо <…> Явились в ресторан с зажжённой свечой в руке, в одном белье и в ресторане побили кого-то. Привезли вас сюда связанным. Попав сюда, вы звонили в милицию и просили прислать пулемёты. Затем сделали попытку выброситься из окна…» Нелепость этих поступков усугубляется ещё и тем, что совершает их не сумасшедший поэт, а государственный деятель. Если же учесть, что Н.В. Поклонская активизировалась именно в год столетия революций, когда следовало бы особенно избегать столкновения мировоззрений, то создаётся впечатление, что исполняет она чью-то злую волю. А ведь если так дело пойдёт, она такого наговорит, что столетие Гражданской войны Россия снова встретит в окопах. Во всяком случае, как инструмент для поддержания управляемой вражды бывший прокурор Крыма подходит прямо-таки идеально. Не ошибёмся, предположив, что арсенал у Натальи Владимировны велик. Ведь она ещё не рассказывала, что якобы на расстрел Николая II привезли железнодорожный состав раввинов, в чём раскаяться сегодня должен русский народ, хоть череп царя и хранится по сей день в каком-то лондонском сейфе. Не слышали мы пока ещё и о шестидесяти миллионах расстрелянных, из которых примерно десять миллионов – священники. Словом, есть ещё порох в пороховницах. Если перед госпожой Поклонской стоит задача вносить раздор в и без того уже разобщённое общество, с задачей своей она справляется на «отлично». То же самое можно сказать и о группе её поддержки, упорно не желающей понимать, что упрекают их не за веру, а за неумение вести себя и за бестактность. Ничего кроме очередной свары вокруг сообщения о лжечудесах вся эта публика не добилась. И сидят в очередной раз наши граждане по углам, ненавидят и клянут друг друга. Спасибо, Наталья Владимировна!
Конечно, такая сектантская организация общественных отношений удобна и выгодна власти. Ведь сектантам не нужна правда, им нужны уютные уголки, где тепло и тихо, где все свои дружно верят в одно и то же, благословляя общих героев и проклиная общих врагов, где можно поговорить о чудесах и собственной миссии. Вот и телеканал «Царьград» в лице создателя К.В. Малофеева не скрывает, что противопоставляет православных остальному российскому обществу: «Мы (православные – С.З.) рассказываем друг другу о чудесах, о житиях святых, мы читаем Евангелие, как призывает нас Церковь <…> Мы очень часто рассказываем друг другу такие истории. “Ты знаешь, а я был в Дивеево, а там вот что случилось!” или “Ой, а вот сейчас видел такой поклонный крест!”, или “Был на Соловках…”» Что ж, прекрасно: мы и они… Благодаря этим господам, и Православие превращается в какую-то секту, куда сбиваются в поисках «своих» и не более того. Православные сегодня – это очереди к святыням, купание в прорубях, dress-code, какой-то особенный язык, презрение к «чужим», «настойчивое чудоискательство» и… экзальтация, экзальтация, экзальтация… Это не любовь к ближнему и вера, преобразующая душу, а упорное огораживание «своих» от «чужих».
Этот принцип – «свой» – «чужой» – стал вообще повсеместным мерилом. Нашу эпоху никак нельзя назвать созидательной, она, скорее, стяжательная. Поэтому творчество как преображение мира в видах гармонии отошло на второй план. Вперёд вышло творчество в видах стяжательства. А это неизбежно тащит за собой господство суррогата или подделки. Ну зачем, например, производить хорошие продукты или лекарства, когда подделку можно выгоднее продать. Зачем снимать хорошие фильмы и писать хорошие книги, когда можно отделаться видимостью, устроив авторам PR-кампанию. Привнесённый в такую культурную среду принцип «свой» – «чужой» и вовсе сулит культурную деградацию.
Россия уже потеряла кино и уверенно движется к потере литературы. Явления, называемые ныне «кино» и «литература», таковыми зачастую уже не являются. Когда-то большевики тоже создавали свою, пролетарскую культуру. Так появились шедевры «Аэлита» и «Броненосец Потёмкин», ставший одним из лучших фильмов всех времён и народов. Так появилась пролетарская литература. Но пролетарские писатели не позволяли себе писать: «без зазора совести» или «убедительно сгораемая жизнь», потому что отдавали себе отчёт: литература, даже если она пролетарская, не терпит косноязычия, вырождаясь в некое другое явление. Принцип «свой» – «чужой» был не при чём, когда речь шла о созидании и качестве творчества. И никакая лояльность идеалам Революции не пробила бы дорогу косноязычию. Потому и книги сто лет назад писались для чтения, а не для презентаций, кино снималось для просмотра, а не для отчёта об освоении бюджета, революции меняли общественно-политический строй, а не физиономии в кабинетах. Но эпоха созидания закончилась, началась эпоха стяжательства. На всех уровнях и во всех сферах установилось засилье суррогата, прибавим к этому управляемую вражду, и получается картинка сегодняшней жизни. А учитывая, что действует принцип «свой» – «чужой», что люди без разбору хватаются за всё, кажущееся «своим» и обрушиваются на «чужое», то можно смело утверждать: раскол и деградация идут рука об руку. Следовательно, тот, кто усугубляет в обществе раскол, способствует и деградации общества. Так что впору, господа любители чудес, задуматься о мельничных жерновах. Если, конечно, вы хоть во что-нибудь верите.

Автор поста: Светлана Замлелова 00:45 17.03.2017

1 комментарий
Войдите, чтобы оставить комментарий. Простая в два клика.
Граждане
про отсутствие единства и раскол в стране поддерживаю.
OMEGA Technologies
OMEGA Technologies - Высокоинтеллектуальные интернет-системы управления бизнесом
OMEGA Technologies - Высокоинтеллектуальные интернет-системы управления бизнесом
ПАРТНЕР MEDIA REPOST
Мнения сообщества
Граждане
Не дают им покоя лавры Победы. Танки их- гробы на колёсах.
Граждане
Бляха-муха, когда же успокоятся те, кто загнал полковника за решётку. Такого патриота России ещё поискать нужно...ещё
Основатели
немцы зато довольно не плохо катались на британских танках. трофейных.
Основатели
комнатку для фото могли бы выбрать и побольше =)))))
Основатели
Намек на то, что потрошенко был не в курсе, что будет делать его же летчик ВСУ? сомнительно. На эхе мацы в попытке обелить хунту и не такого наговорят.ещё
Граждане
меня тоже иногда спрашивают - Геннадьевич или Геннадиевич) буквоедство это именно вот это)) но я более чем уверен, что после выхода закона изобретут справку, которую нужно будет предъявлять в каждом конкретном случае)))ещё
Граждане
Однозначно, если люди во власти не будет вмешиваться в экономику, она рухнет. Самим бизнесменам на экономику наплевать. Если будут вмешиваться глупые люди во власти она рухнет еще быстрее. По диверсификации, что сам вижу. Как везли лес-кругляк за границу, так и везут. Не видел нигде новых лесопосадок.ещё
Граждане
. Сейчас в магазинах китайские и турецкие картошка, овощи, фрукты. Где автор увидел чистую продукцию? Разговаривал с местными фермерами, продать продукцию проблема. Школы, детсады, больницы обязаны закупать по конкурсу самое дешевое, получается импортное.ещё
Граждане
Не стоит минусовать, это просто информация о заказухе одного из немцев. Ему от минусов ни холодно, ни жарко.
Граждане
Такие новости если давать то только после суда. Они сделали это, они получили столько. Так будет с каждым. Иначе такие публикации пиарят этих подонков, вызывая у других желание повторить.ещё
Последние комментарии