Cетецентрическое «звено» «F-22A — F-15C/E» достигло оперативной боевой готовности. Новые угрозы от «Talon HATE»


Тяжёлый истребитель завоевания превосходства в воздухе F-15C «Eagle» борт «82-022/OT», состоящий на вооружении 422-й испытательно-оценочной эскадрильи 53-го авиакрыла ВВС США, развёрнутого на АвБ Неллис (штат Невада). В рамках амбициозной программы сетецентрической увязки с малозаметными истребителями 5-го поколения F-22A, на данном «Игле» можем видеть подфюзеляжный контейнер «Talon HATE» с унифицирующим модулем радиоканала IFDL и головной инфракрасной станцией обзора передней полусферы IRST



Исследовательские лаборатории, а также отдельные тактические эскадрильи ВВС США и палубные эскадрильи ВМС, при финансовой и технической поддержке Пентагона и таких именитых аэрокосмических гигантов, как «Boeing» и «Lockheed Martin», ни на секунду не сбавляют темпов объединения большинства модификаций существующих многофункциональных истребителей в сложное сетецентрическое поле системной увязки XXI века. Так, с закономерной регулярностью, за счёт разработки и интеграции в БРЭО самолётов тактической авиации новых комплексов, станций и терминалов двухстороннего обмена информацией о надводной/наземной и воздушной обстановках на театре военных действий, возникают всё новые и новые концепции ведения ударных операций, либо оборонительных операций. Несомненно, ВМС США в этом направлении смогли опередить ВВС, ярким показателем чего является перспективная концепция ведения боевых действий над морским/океанским ТВД под названиями: «Kill web» («Паутина уничтожения»), в которую включены такие субконцепции, как NIFC-CA (сетецентрическая морская ПВО-ПРО), ADOSWC (интегрированная система противокорабельной обороны) и NIFC-CU (интегрированная система противолодочной обороны).

Причём последняя, ввиду использования наибольшего количества элементов (многочастотных акустических излучателей и гидрофонов, установленных в радиогидроакустических буях, гибких протяжённых буксируемых антеннах и встроенных в МАПЛ и надводные корабли ГАК) можно считать наиболее сложной в разработке системой, требующей максимальных вычислительных средств с процессорами последних поколений. Все вышеуказанные концепции предусматривают использование большого количества защищённых радиоканалов передачи данных, включая помехозащищённый направленный «MADL» или «Small Data Pipe» (Ku-диапазоный канал; будет введён в БРЭО F-35B, F/A-18E/F/G и боевых кораблей с системой «Aegis» для передачи тактической информации на малые дистанции), а также такой подканал, как «DDS» («Data Distribution System»), позволивший уйти от иерархической структуры системы «Link-16». При этом последний (известный под названием «JTIDS») продолжает оставаться основой военно-морской сетецентрической увязки. Мы же в сегодняшней работе отойдём от обсуждения «повального» сетецентризма в ВМС США и рассмотрим аппаратно-программную синхронизацию между системами управления вооружением малозаметных истребителей 5-го поколения F-22A «Raptor» и модернизированных истребителей семейства F-15C «Eagle», которая сегодня вышла на ступеньку оперативной боевой готовности.



Так, согласно утверждениям военно-аналитического ресурса «Военный Паритет» со ссылкой на британский источник theregister.co.uk от 9 мая 2017-го года, американские ВВС смогли реализовать системную увязку между комплексом управления вооружением F-22A и F-15C за счёт использования «линий тактической сети «Link-16», используемых подфюзеляжным контейнером Talon HATE». Здесь следует должным образом скорректировать данные, предоставленные британским первоисточником и «Военным Паритетом».

Во-первых, пилоты малозаметных тактических истребителей F-22A «Raptor» в случае использования защищённых радиоканалов сети «Link-16» смогут лишь наблюдать принимаемую с других наземных, корабельных и воздушных юнитов картинку с тактической обстановкой на МФИ приборных панелей своих машин. Передающим модулем «Link-16/TADIL-J» «Рапторы» не оснащаются ввиду значительной заметности передачи дециметрового радиосигнала. В частности, F-22A был бы легко обнаружен нашими или китайскими средствами радиоэлектронной разведки на расстоянии нескольких сотен километров ещё в момент первой фиксации «сетевой временной метки» (NTR, Network Time Reference), необходимой для функционирования всей сети «Link-16». Следовательно, через этот канал «Рапторы» могут лишь получать информацию от подвесного контейнера «Talon HATE», размещённого под фюзеляжем F-15C/E/SE. В качестве информации может быть либо достоверная радиолокационная картинка с бортового радара AN/APG-63V2/3, следующего в паре сотен километров впереди F-15C, либо инфракрасная картинка с датчика IRST, установленного в носовой части контейнера «Talon HATE».


Данная схема иллюстрирует тактическую многогранность применяемого на семействе F-15C контейнера «Talon HATE». В частности, F-15C/E могут использоваться не только в качестве конечных потребителей тактической информации, полученной радарами и СПО «Рапторов», но и в качестве тактических ретрансляторов, которые смогут в непрерывном режиме конвертировать IFDL-канал в пакеты данных для сети «Link-16». Следовательно, оперирующие близ боевого поля F-22A, посредством ретранслирующего и конвертирующего терминала на борту F-15C, теперь смогут передавать наблюдаемую тактическую обстановку на любые юниты, обладающие интерфейсом «Link-16»; в этот список входят эсминцы и крейсера УРО, оснащённые системой «Aegis», многоцелевые истребители F-16C, пункты боевого управления батареями ЗРК и т.д.



Для организации же двухстороннего обмена тактической информацией между «Иглами» и «Рапторами» используется совершенно иной канал данных, который не был упомянут «Военным Паритетом» и его английским первоисточником. Этот канал имеет название IFDL («Intra-Flight Data Link») и является основным тактическим радиоканалом истребителей F-22A. Если ранее семейство F-15C/E не оснащалось терминалами, использующими данный радиоканал, то сегодня, в рамках тактической связки «Игл — Раптор», модуль IFDL интегрирован в элементную базу контейнера «Talon HATE». Благодаря этому F-15C/E (как стандартные, так и версии «Сайлент Игл») получили возможность не только передавать, но и получать информацию от бортовых РЛС AN/APG-77 истребителей «Раптор», что открывает для передового смешанного звена ВВС США совершенно новые горизонты гибкого оперирования на ТВД, насыщенном перспективными средствами ПВО противника.

В случае, если ведущей в «связке» машиной является малозаметный F-22A (может быть обнаружен РЛС противника лишь на расстоянии, в 3-4 раза меньшем, чем ведомый F-15C/E), имеем следующие профили полёта машин и распределения задач. При сближении с участком ТВД, на котором развёрнуты зенитно-ракетные дивизионы/полки противника, малозаметный «Раптор», который вместе с «Иглом» выходил к боевому полю на высоте 9-14 км (в целях экономии топлива), снижается до высоты в 1,5—2 км, после чего начинает проводить пассивную радиотехническую разведку радиоизлучающих РЛ-средств и радиостанций противника. Радиогоризонт, с учётом рефракции, может достигать примерно 185 км. В крайних случаях пилот F-22A может задействовать режим работы бортовой РЛС LPI («Low probability of intercept») для проведения кратковременной операции по завоеванию господства в воздухе с минимальным шансом «засветки» своего местонахождения. При этом, стоит помнить, что уникальность режима LPI абсолютна не подтверждена на практике: если для устаревшей СПО-15ЛМ «Берёза» она скорее всего будет не по зубам, то с перспективной Л-150 «Пастель» ситуация может складываться в диаметрально противоположном русле, а поэтому лётный состав крайне дорогостоящих «Рапторов» будет ориентироваться на запуск дальнобойных AIM-120D лишь по радиоизлучающим объектам (истребителям с включенными станциями РЭБ и активными БРЛС) при пассивном режиме AN/APG-77.

Ведомый элемент тактической «связки», а именно F-15C/E (в количестве одной или нескольких машин), при подлёте боевому участку снизится до высоты в 45 — 80 м, после чего продолжит полёт в режиме следования рельефу местности. В ходе полёта, 2-й пилот «Страйк/Сайлент Игла» будет получать информацию о наземной и воздушной обстановках от продвинутой станции предупреждения об облучении «Раптора» — AN/ALR-94, либо радара AN/APG-77 через канал IFDL. Станция предупреждения об облучении AN/ALR-94 является наиболее совершенным и дорогим средством пассивной радиоэлектронной разведки среди всех известных комплексов аналогичного назначения, размещённых в БРЭО тактических истребителей 4-го и 5-го поколений. Более чем 30 пассивных антенн-датчиков, размещённых на обводах фюзеляжа и плоскостях, с высоким разрешением обнаруживают и сопровождают все радиоизлучающие источники в метровом, дециметровом, сантиметровом и миллиметровом диапазонах, а также выдают целеуказание в инерциально-навигационную систему ракет дальнего воздушного боя AIM-120D как на борту самого F-22A, так и на других истребителях, получающих информацию по каналу «Link-16» (посредством декодирования из IFDL в контейнере «Talon HATE» на борту F-15C/E).

Именно F-15C/E в «связке» «Раптор-Игл» предстоит выполнять роль тяжёлого воздушного арсенала, который по целеуказанию F-22A будет запускать противорадиолокационные ракеты AGM-88E AARGM, а также многоцелевые тактические ракеты JASSM-ER или AGM-84H SLAM-ER. Конфигурация сетецентрического звена «Раптор — Игл» с ведущим F-22A станет наиболее боеспособной тактической единицей ВВС США на современном театре военных действий. Более того, подобное звено может быть представлено двумя и более «Рапторами»; в этом случае первый F-22A будет выполнять радиотехническую и радиоэлектронную разведку, передавая тактические данные «Иглам», а вторая машина будет выполнять исключительно задачи завоевания превосходства в воздухе, прикрывая всё смешанное звено.


AN/ALR-94



Рассматривается также модель построения звена с ведущими F-15C/E и ведомыми F-22A. В данном случае пилоты «Рапторов» будут получать пакеты данных с тактической обстановкой от бортовых РЛС и СПО «Иглов», летящих на большой высоте. Передача данных при такой конфигурации может осуществляться как по каналу IFDL, так и менее защищённому «Link-16». Достоинством данной модели является предоставление низколетящим «Рапторам» информации от инфракрасного комплекса IRST, размещённого в контейнере «Talon HATE» на «Иглах», ведь F-22A не могут похвастаться наличием специализированного инфракрасного визира. Применение тактической «связки» «F-15C/E — F-22A» будет особо актуально на участках ТВД, вблизи которых нет возможности использовать воздушные комплексы ДРЛО, радиотехнической разведки и наземного целеуказания типа E-3C/G «Sentry», RC-135V/W «Rivet Joint», E-8C «J-STARS» ввиду господства противовоздушной обороны противника.

Достаточно высокими боевыми качествами данная «связка» отличается и в режиме «воздух-воздух», где F-22A, летящие почти в 50—70 км перед F-15C/E, будут выполнять роль малозаметных носителей управляемых ракет дальнего воздушного боя AIM-120D AMRAAM; бортовые радары AN/APG-77 будут отключены, а задачи РТР выполнит СПО AN/ALR-94. Благодаря ней машины смогут скрытно осуществлять пуск AIM-120D по истребителям противника с включенными станциями радиоэлектронной борьбы и с «активными» бортовыми РЛС, а также по другим радиоизлучающим целям. В случае же с целями, сохраняющими радиомолчание и не использующими РЭП, на помощь F-22A придут F-15C/E, которые, находясь далеко позади «Рапторов», включат новые БРЛС AN/APG-63V2 обнаружат данные цели и осуществят целеуказание вплотную «подкравшемся» F-22A для ближней атаки ракетами AIM-120D. К примеру, если такой тактической истребительной «связке» ВВС США будет противостоять эскадрилья наших Су-30СМ, с большой долей вероятности «заокеанские шакалы» одержат победу в данной схватке. Дело в том, что бортовые РЛС Н011М «Барс» могут обнаружить «Раптор» на удалении не более 50 — 60, при условии отсутствия РЭП со стороны ракетоопасного направления, с ними же эта дальность может сократиться до 30 — 40 км.


Несмотря на то, что F-22A не оснащаются многофункциональными оптико-электронными прицельными комплексами, работающими в телевизионно-оптическом и инфракрасном каналах визирования для работы с наземными и воздушными целями, оборонительный комплекс истребителя включает узкоспециализированную широкоугольную инфракрасную станцию обнаружения пусков ракет под индексом AN/AAR-56 MLD («Missile Launch Detector»), датчики которой могут обнаруживать и сопровождать управляемые ракеты воздушного боя противника по инфракрасной сигнатуре факела двигателя, либо по нагревшемуся обтекателю головки самонаведения. Помимо УРВВ, станция AN/AAR-56 MLD может обнаруживать противорадиолокационные и зенитные управляемые ракеты, а также крылатые ракеты и гиперзвуковые объекты. Окошки обзорных датчиков расположены на боковых образующих носовой части фюзеляжа F-22A (фото ниже)



Следовательно, лётчики Су-30СМ обнаружат лишь приближающиеся модернизированные F-15C/E на удалении 150—160 км, и, не ожидая атаки, продолжат сближение, поскольку дальнобойной УРВВ Р-77ПД с ракетно-прямоточным двигателем в серии у нас так и нет. В этот же момент F-15C на аналогичном расстоянии «увидят» наши «Сушки» и выдадут целеуказание «Рапторам», находящимся менее, чем в 100 км от наших истребителей. После этого F-22A, не включая свои радары на излучение, смогут вести весьма успешный воздушный бой с Су-30СМ, руководствуясь лишь переданной с борта F-15C/E информацией о воздушной обстановке по радиоканалу IFDL (такой исход вполне реален лишь в противостоянии между эскадрильей Су-30СМ и «связкой» «Раптор-Игл» один на один, при отсутствии авиации ДРЛО с нашей стороны). Всё это наталкивает на очередные размышления относительно острой необходимости крупносерийного производства ракет РВВ-АЕ-ПД, а также разработки и оснащения тактической авиации новыми бортовыми РЛС с АФАР типа «Жук-АЭ», но с более высоким энергетическим потенциалом. Значительно больше шансов переиграть перспективную сетецентрическую «связку» ВВС США имеют Су-35С, способные запеленговать «Раптор» на удалении 100—120 км, но и здесь, ввиду отсутствия сверхдальнобойных РВВ-АЕ-ПД и большой ЭПР «Тридцать пятого», будет наблюдаться некоторое отставание от американцев.

Если смотреть на проблему глобально, то можно констатировать, что истребительная компонента наших ВКС вскоре может столкнуться далеко не с одним типом смешанных сетецентрических истребительных эскадрилий. Помимо работ в области системной увязки между F-22A и F-15C/E, продолжает развиваться программа по агрегированию комплексов управления вооружением истребителей F/A-18E/F/G «Super Hornet/Growler» и F-35A/B/C «Lightning II». В частности, для «связки» «F-35A — F/A-18G», в ходе учений «Red Flag 17-1», была даже отработана тактика, предусматривающая оперирование F-35A «в пелене помех», поставленных самолётами РЭБ F/A-18G «Growler». Даже такая модель совместного использования более простых машин поколений «4++/5» несёт существенную угрозу для нашей тактической авиации, представленной исключительно машинами 4-го и переходного поколений. При таких сложных обстоятельствах нам остаётся лишь дожидаться скорейшего достижения оперативной боевой готовности истребителей 5-го поколения Т-50 ПАК ФА, а также долгожданной разработки перспективного малозаметного среднего истребителя от корпорации «МиГ». Есть у штатовских сетецентрических истребительный эскадрилий и серьёзный недостаток, корень которого находится именно в машинах 5-го поколения.

Речь идёт о малом боевом радиусе действия F-35A/B/C и F-22A в сравнении с F-15C/E, особенно заметен этот недостаток при низковысотном профиле полёта, когда расход топлива максимальный. Так, максимальная оперативная глубина проведения воздушной операции на ТВД с мощной ПВО противника для «Рапторов» и «Лайтнингов» не превысит 700—800 км без ПТБ и 1100—1200 км с ПТБ, в то время, как усовершенствованные «Страйк/Сайлент Иглы» смогут оперировать на дистанции до 1700 км от места дозаправки, но заметность у них уже далеко не «стелсовская» (ЭПР порядка 1 м2). Cтандартные воздушные танкеры типа KC-10A «Extender» крайне уязвимы, а поэтому не могут использоваться в непосредственной близости от территории противника. Именно по этой причине мы сейчас наблюдаем активизацию «Lockheed Martin» в направлении подготовки аванпроекта малозаметного стратегического воздушного танкера следующего поколения, позволяющего действовать американской тактической авиации в глубине воздушного пространства крупных государств. А это снова указывает нам на большую вероятность эскалации военного конфликта, в который Вашингтон попытается втянуть и Россию, и Китай.

Сегодня же необходимо продолжать внимательно отслеживать ситуацию с развёртыванием подобных смешанных сетецентрических эскадрилий ВВС США на Восточноевропейском ТВД. Ведь именно здесь, где удалённость от западных границ до стратегически важных объектов России исчисляется двумя — четырьмя сотнями километров, звено «F-22A — F-15C/E» имеет наибольшую эффективность. Первый этап противодействия с нашей стороны уже готов, и заключается он в развёртывании максимально возможного количества ЗРК С-300ПМ1/В4 и С-400. Второй этап более сложный и включает в себя разработку передовых средств пассивной радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбы, способных с высокой эффективностью обнаруживать и подавлять терминалы сетецентрических радиоканалов типа IFDL, MADL и TTNT, являющихся жизненно важной деталью в выполнении групповых операций истребителями F-22A, F-35, «Супер Хорнет» и «Игл/Страйк Игл».

Источники информации:
http://forum.militaryparitet.com/viewtopic.php?id=16945
http://defense-update.com/features/2008/may08/F22_datalink_gateway.htm
https://www.gadgetstyle.com.ua/27182-talon-hate-f-15c-test-video/
http://www.paralay.com/f22.html


Автор: Евгений Даманцев

Читать источник >> 12:41 18.05.2017

0 комментариев
Войдите, чтобы оставить комментарий. Простая в два клика.
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!
Сирия. Боевые действия ОНЛАЙН
Сводка военных событий в Сирии. Пост обновляется.
Установить виджет online-ленты на свой сайт
Новороссия. Боевые действия ОНЛАЙН
Сводка военных событий в Новороссии (ЛНР и ДНР). Пост обновляется.
Установить виджет online-ленты на свой сайт
Мнения сообщества
Граждане
такое заявление объясняется видеороликом из соседней новости про подлодки XD
Граждане
оспади, ну что еще могла выдать туповатая гопница? конечно олигархи везде еврейского происхождения в основном, но это же не значит, что на этом основании нужно ненавидеть всех евреев чохом) типичная логическая ошибка человека, мозг которого поражен национализмом.ещё
Граждане
Что бы быть равноправным с сонмом меньшинств надо выдумать новое меньшинство и стать его представителем)))
Граждане
Помню как перед дебатами с Ле'Пен Макрон требовал от журналистов не дать превратить его в мальчика для битья))) Такому у Путина что то требовать)) Мальчик в иди вытри сопли...ещё
Граждане
У девочки нет времени и желания интересоваться тем, что происходит в Гос Думе, поэтому и судит на базарном уровне. В ГД много и тщательно думают над молодежной политикой, готовят законопроекты. Не их вина что потеряно целое поколение, дайте им шанс.ещё
Граждане
что то я связи не увидел, там и так законов хватает расправиться с опасными... Кажется, что это очередные влажные мечты.ещё
Граждане
Конечный бенефициар всей этой шумихи по продаже активов Абрамовича в Украине-клан Ротшильдов через Ярославского. Перекладывают золотые яйца из одной корзины в другую-рабочие не дождутся повышения зарплат никогда. В Канаде тоже самое происходит с Евразом.ещё
Граждане
Это Охлобыстин, как всегда, прекрасен и в своей очевидности. Статье плюс.
Граждане
Мрачно конечно, но все-таки шевелимся. А МИ8/17 просто оказалась гениальной машиной.
Последние комментарии