Байкальский «Титаник»: 115 лет со дня крушения судна «Потапов»

115 лет назад, 14 октября 1901 года, у байкальского острова Ольхон потерпело крушение судно «Потапов». Из-за чего разбился морской парусник, сколько было жертв и как удалось обнаружить погибших – в материале RT. Погибшее судно «Потапов».1901 год Погибшее судно «Потапов».1901 год © С.Григорьева / Мир Байкала / irkipedia.ru

«Море, рождающее много слёз»

Озеро Байкал и его окрестности издавна привлекали своей красотой путешественников. Ещё в XII веке на Байкал попали арабы, прозвавшие его Бахр-ал-Бака. В переводе это означает «море, рождающее много слёз» или «море ужаса». Несмотря на красивый природный ландшафт, озеро Байкал таит в себе угрозу для навещающих его туристов, путешественников, а также для курсирующих по нему кораблей и шхун.

С октября по декабрь каждый год в районе острова Ольхон, который располагается в центральной береговой части озера, бушуют штормовые ветра. С XIX века, когда по озеру начали ходить пароходы и торговые суда, эти ветра представляли для них смертельную угрозу. Особенно губительный ущерб наносили северо-западный ветер – «горный», юго-восточный – култук, а также сарма, который с сокрушительной силой сметал всё на своём пути. Ветер образуется из глубин ущелья Приморского хребта через пролив Ольхонские ворота, достигая порывов со скоростью 145 км/час. Жертвой его и других байкальских ветров стало не одно судно. Одно из самых трагичных бедствий случилось на Байкале 14 октября 1901 года, когда в результате порывов сармы потерпело крушение судно «Потапов».

Чудо-спасение

10 октября 1901 года от приморского посёлка Усть-Баргузин, с восточного побережья Байкала, в Иркутск отправился пароход «Иаков». В летописи города Иркутска за 1881-1901 года записано:

«Пароход «Иаков», следуя из Верхнеангарска, вёл на буксире 3 судна: «Потапов» с 549 бочонками рыбы и 161 рабочими и 15 членами команды; судно Могилёва с 250 бочонками рыбы и рабочими; судно Шипунова с 240 бочонками рыбы и рабочими; 3 бурятские лодки-мореходки».

На самом крупном из судов, морском паруснике «Потапов», помимо груза находилось 15 матросов, 161 рабочий, а также неучтённые безбилетники, которые хотели добраться до Иркутска. Караван из судов отправился утром 10 октября к противоположному берегу в деревню Кочерикова, где ему предстояло пополнить запасы дров для топки котла в преддверии захода в Малое Море. Оно окружало со всех сторон остров Ольхон. К 14 октября «Иаков» и его судна достигли западного берега и вышли в Малое Море. Следующей остановкой барж должен был стать мыс Кобылья Голова, который находился на самой южной точке острова, но добраться до него пароходу с суднами не удалось.

Зайдя в Малое Море, кораблей поджидала сильная буря, вызванная порывами ветра сарма. Бурю сопровождали снег и смерчи, которые взволновали водную гладь озера. Из-за шторма пароход «Иаков» начал сближаться с острыми скалами берега острова Ольхон. Капитан «Иакова» Казимиров сразу же оценил обстановку и принял непростое решение: отцепить шхуны рыбопромышленников Могилёва и Шипунова, которые шли с ним в связке. Для того чтобы не допустить столкновения с берегом, позже был обрублен канат, на котором буксировался «Потапов».

Шхуны Шипунова и Могилёва оказались один на один со стихией, приближаясь всё ближе к береговым скалам. Для того чтобы спастись, находившиеся на судне Шипунова моряки бросили якорь, что позволило им достичь берега. Чудом удалось уцелеть и судну Могилёва, которое выбросило между скал на берег в районе улуса Семисосенного.

«Погибло около 200 человек»

Судно «Потапов» ждала иная судьба. Открепившись от парохода «Иакова», «Потапов» стремительно сближался с берегом. Через какое-то время люди, находящиеся на судне Шипунова, услышали треск ломающегося о скалы парусника. Это был «Потапов». Вот как репортёры иркутской газеты «Восточное обозрение» описывали те страшные события:

«На разбитой барже («Потапов». - RT) погибло, как говорят, около 200 человек: 161 билетный пассажир, 16 человек команды, были дети и, вероятно, безбилетные пассажиры. Вместе с ним погиб, как уже сообщалось, груз Могилёва и, кроме того, грузы Власова и Суворова и их невода числом более ста штук. Груз, конечно, не был застрахован, и рыбопромышленники, потеряв добычу, рабочих и орудия производства, разорились».

После катастрофы в Малом море После катастрофы в Малом море © С.Григорьева / irkipedia.ru

В одиночестве пароход «Иаков» пытался выбраться на берег. Достигнув отмели, командир парохода распорядился спустить шлюпки на берег, а также цинковый трос, который удерживал его на плаву до утра 15 октября. Пассажирам, находившимся на пароходе, удалось спастись. Спустя два дня морской шторм стих, и матросы уцелевшего «Иакова» бросились на поиски остальных судов.

Первым удалось найти шхуну Шипунова, на которой стояли люди и кричали о помощи. Подплыв поближе к берегу острова Ольхон, моряки увидели в воде плавающие трупы. Это были те, кому выжить в тот день не удалось. Сразу же после обнаружения шхуны Шипунова, «Иаков» увидел на берегу судно Могилёва, на котором также остались живые люди. После этого пароход отправился по направлению к посёлку Лиственничный (недалеко от Иркутска).

На следующий день из Иркутска прибыл пароход «Феодосия», продолживший поиски остатков кораблей, а также судна «Потапов». Вместе с моряками на пароходе прибыли репортёры, журналисты, фотографы. Благодаря тому, что им удалось пообщаться с выжившими, нам хорошо известны подробности случившейся в тот день трагедии.

«…посылка в Ангарск «Якова» была ошибкой»

Ознакомившись с деталями трагедии, журналисты и репортёры иркутских газет удивились, каким образом пароход «Иаков» был допущен к плаванию. В октябре, как известно метеорологам, порывы ветров достигали своего максимума, а в связи с неустойчивостью «Иакова» можно было предположить, что корабль не справится со стихией. Репортёр газеты «Восточное обозрение» вспоминал:

«В 1872 году была подобная же сильная буря, и тогда бесследно исчез пароход «Дмитрий». Октябрьский рейс в Ангарск считается самым серьёзным и опасным, а потому посылка в Ангарск «Якова» была ошибкой».

20 и 21 октября на месте крушения кораблей началось расследование. Репортёрам «Иркутских губернских ведомостей» удалось узнать, что судно «Потапов» оказалось разбитым о скалы между судами Могилёва и Шипунова, а находившиеся на нём груз и люди утонули. На берегу острова Ольхон, об который ударился «Потапов», была отвесная скала высотой более 40 метров с острыми выступами, покрытыми льдом. Оказавшийся на месте происшествия журналист газеты «Иркутские губернские ведомости» сообщил следующие подробности о найденных телах на судне «Потапов»:

«...в саженях 10 от берега на бугре, оказались сложенными в два ряда 21 труп погибших на судне «Потапов» людей, из коих 19 трупов мужского пола и 2 – женского; все трупы почти полунагие, с кусками оборванной одежды; большая часть их сильно изуродована с разбитыми головами, изломанными руками и ногами. Трупы эти были частью извлечены из воды и частью подняты на берег, рабочими судов Могилёва и Шипунова и инородцами расположенных на острове Ольхон улусов».

Позже удалось найти тела ещё шести погибших.

«...ребёнка она прижимала к своей груди в момент смерти»

До конца октября на месте крушения судна «Потапов» продолжались поиски уцелевших, но найти так никого и не удалось. Журналисты газеты «Восточное обозрение» держали в курсе близлежащие города и населённые пункты о случившемся, сообщая о таких страшных деталях:

«Вот труп гигантского сложения с вытянутыми вперёд и вверх руками, с полусогнутыми пальцами, как бы хватающийся за что-то. Рядом с ним женщина так крепко прижала к своей груди кусок стёганного детского одеяла, что контуры ручных мускулов рельефно обрисовались. Конечно, не одеяло, а ребёнка она прижимала к своей груди в момент смерти…»

После поисков обломков судна и тел погибших, точное число которых до сих пор установить невозможно, 23 ноября 1901 года состоялось заседание благотворительной организации. Комитет организации опубликовал список погибших, известный на тот момент. Затем члены комитета стали собирать сведения о степени нужд семейств погибших, в результате чего было принято решение выделить 15 рублей на одного погибшего.

Трагедия на озере Байкал 14 октября 1901, унесшая жизни около 200 человек, до сих пор является одной из самых крупных катастроф столетия.

Эдуард Эпштейн

Читать оригинал >> 10:03 14.10.2016

0 комментариев
ВНИМАНИЕ! Начался ЗБТ (Закрытый Бета-Тест) аккаунтов! Подробности смотрите здесь
Войдите, чтобы оставить комментарий. Нет регистрации?
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!
Получи аккаунт с доступом к ЗБТ бесплатно до 31 декабря! Подробности здесь
Новости MEDIA REPOST v2.0
Подробности смотрите здесь
Военные хроники (Сирия ON-LINE)
Сводка военных событий в Сирии. Пост обновляется.
Установить виджет online-ленты на свой сайт
Военные хроники (Новороссия ON-LINE)
Сводка военных событий в Новороссии (ЛНР и ДНР). Пост обновляется.
Установить виджет online-ленты на свой сайт
Выборы президента США
Выборы президента США
Военные хроники (Турция ON-LINE)
Сводка военно-политических событий в Турции. Пост обновляется.
Установить виджет online-ленты на свой сайт
Мнения сообщества
Основатели
ТЕБЯ, СУКУ, ПОРА ХОРОНИТЬ.местечковый примат.
Основатели
Мозг нечеловечий. Ошибка природы. А также - стремление самоуничтожиться.
Основатели
> Эксперимент должен был выявить, "как будут развиваться молодые люди, что с ними будет в подобной среде"- следовательно, немцы по сю пору - тоже нечеловеческие змеелюди, и от них можно ожидать всего.ещё
Основатели
Пару лет назад на демонстрации в Германии таскали полторы фигуры - дядя Сэм буквой зю, с голым задом, из прохода вылезает фрау Меркель. Похоже, любят её.ещё
Основатели
> новость о том, сколько раз украинский фрик поцеловал в зад Кардашьян не является ни общественно полезной, ни общественно значимой- при этом являясь _крайне_ вредной.ещё
Основатели
> В годы Первой мировой войны Барух становится главой Военно-промышленного комитета США и раскручивает маховик наращивания вооружений, который позволяет на некоторое время преодолеть череду кризисов в экономике страны.- вот откуда ноги растут по сю пору.ещё
Последние комментарии