ОАК намерен инвестировать в разработку композитов

Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК), доля государства в которой может быть приватизирована до 2024 года, рассматривает вопрос о приобретении долей в "Национальном центре авиастроения" (НЦА, Россия, Жуковский). Кроме того, компания изучает целесообразность инвестиций в разработку композитных технологий.

Об этом Лайфу сообщил источник в правительстве, знакомый с реализацией мероприятий "дорожной карты" по приватизации ОАК. По его словам, отчёт о выполнении этого документа был в сентябре направлен в Минэкономразвития.

При этом в рамках сделок по слияниям и поглощениям в Корпорации по разным причинам приостановлены работы по изучению возможности приобретения ряда отечественных и одного украинского предприятий.

В частности, речь идёт о "Спектр-Авиа" (Ульяновск, единственный в России исполнитель окрасочных работ самолётов), об авиационном заводе "Авиакор" ("Русские машины", "Базэл" Олега Дерипаски), специализирующийся на строительстве, ремонте, обслуживании и поставке запчастей для пассажирских самолётов, и о единственной гордости украинского авиастроения — госкомпании "Антонов". Что касается последнего предприятия, то решение принято "с учётом текущей геополитической ситуации".

В пресс-службе ОАК не подтвердили информацию о планах по M&A (так на сленге экономистов обозначают сделки "слияния и поглощения").

— ОАК и предприятия корпорации сейчас сфокусированы не на слияниях и поглощениях, а на том, чтобы сделать эффективнее работу уже входящих в корпорацию предприятий, на повышении рентабельности программы SSJ100, на создании нового среднемагистрального самолёта МС-21, а также на реализации ряда других самолётостроительных программ, — сказал Лайфу представитель госкорпорации.

В Минэкономразвития отчёт пока не поступал, сообщил Лайфу представитель ведомства.

Напомним, что в 2010 году в СМИ появилась информация, согласно которой не исключалось вхождение украинского ГП "Антонов" в Объединённую авиастроительную корпорацию (ОАК). Сообщалось, что в обмен на преференции в области ценовой политики РФ на нефть и газ в отношении Украины последняя готова была поделиться своими активами в авиапроме.

В 2014 году на Украине произошёл государственный переворот. После событий в Крыму Запад ввёл санкции против России, и сотрудничество с ГП "Антонов" прекратилось.

— Проблема в политике, и скорого решения нет и не будет. Более того, по мере дрейфа украинского авиастроения к Европе целесообразность какого-либо взаимодействия с "Антоновым" будет таять. Слишком велики противоречия на уровне политиков. Кроме того, есть два варианта: если "Антонов" будет успешно развивать сотрудничество с Западом (и Востоком), ему не нужно будет возвращаться к России. Если успехов в поиске новых рынков не будет, компания деградирует, и она не будет интересна ОАК, — сказал Лайфу исполнительный директор Отраслевого агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев.

Схожей точки зрения придерживается главный редактор отраслевого портала Avia.ru Роман Гусаров:

— Вряд ли в ОАК вернутся к теме “Антонова”, как бы там ни сменилась власть. Если бы это был какой-то разовый демарш, но Украину лихорадит уже столько лет. Поэтому рисковать так уже никто не будет. Максимум, о чём может пойти речь, это о приобретении каких-то прав, лицензий, о чисто контрактных взаимоотношених. Конечно, вместе было бы лучше, но уже, как говорится, Рубикон перейдён.

Прекращение интереса к отечественным "Авиакору" и "Спектр-Авиа" эксперты объясняют отсутствием у первого интересных контрактов для госкорпорации, а для покупки второго ОАК пришлось бы осуществлять инвестиции, которые могут иметь весьма продолжительные сроки возврата.

— Чтобы приобрести "Спектр-Авиа", надо брать кредиты, а смысл? Может, ОАК не получит такую прибыль, чтобы покрыть эти кредиты? — говорит Роман Гусаров.

— Нужно ли в такой ситуации покупать "Спектр" — это вопрос к экономистам, нужно считать. Сейчас посчитали, что не время, — добавляет Олег Пантелеев.

Сегодня прорыв с точки зрения достижения высоких характеристик в самолётостроении видится в двух направлениях: применение композитов и аддитивных технологий, уверен Олег Пантелеев. Остальное касается смежных отраслей: двигателестроения, приборо- и агрегатостроения. Соответственно, ОАК может наращивать свои компетенции в области композитов, покупая новых игроков либо наращивая свою долю в существующих. То же касается и других активов, в которых ОАК уже участвует.

На отечественном рынке есть два ключевых игрока: "АэроКомпозит" (дочка ОАК и "Сухого") и "РТ-Химкомпозит" (входит в Ростех). Отметим, что у создаваемого самолёта МС-21 при производстве крыльев применяются композитные материалы.

— Интерес ОАК могут вызывать относительно небольшие компании, которые имеют задел даже не столько по технологии производства агрегатов из композиционных материалов, сколько по проектированию изделий из них. Что касается аддитивных технологий, это вообще пространство стартапов. Слишком много неизведанных возможностей, чтобы взять их готовыми с полки, — комментирует Олег Пантелеев.

— Что касается композитных предприятий — у ОАКа есть два завода по производству таких изделий, в Ульяновске и в Казани. А вот что касается исходных материалов, они иностранного производства — композитное волокно и связующие вещества. Композитных материалов отечественного производства, которые можно было бы использовать в авиастроении, практически нет. В мирный период казалось, что это решение — покупай и производи, — но сейчас, с учётом санкционного давления, пришло переосмысление ситуации, стало понятно, что эти технологии критичны, и Запад может нас от них отрезать. Значит, нужно иметь собственные материалы и производить их в промышленных масштабах, — говорит Роман Гусаров.

При этом по его словам, Национальный центр авиастроения (НЦА), которым интересуются в ОАК (принадлежит одноимённому некоммерческому партнёрству, учредители которого — ОАК, Ростех и Правительство Московской области) — это проект скорее по недвижимости.

29 августа 2008 года ответственным за проведение общего руководства и координации работ по созданию Национального центра авиастроения в Жуковском был назначен первый вице-премьер правительства РФ Игорь Шувалов.

В 2015 году сообщалось, что в рамках создания в подмосковном городе Жуковском Национального центра авиастроения (НЦА) рядом с наукоградом на 120 га земли планируется построить 600 тысяч кв. м недвижимости — жилья и объектов инфраструктуры.

Первая очередь — около 100 000 кв. м — будет введена к 2017 году, уточнял тогда руководитель НЦА Тигран Алексанян. По его словам, до 2/3 площадей первой очереди могут выкупить сотрудники ОАК и Ростеха, остальное продадут на открытом рынке. Представитель девелопера оценивал инвестиции в первую очередь в 10 млрд руб. На весь проект, по экспертным оценкам, могло потребоваться $400—500 млн.

В НЦА не смогли предоставить оперативный комментарий. Судя по базе "Спарк-Интерфакс", убытки центра за 2015 год составили 146 млн руб. Последнее сообщение в разделе "Новости" на сайте центра датируется также январём 2015 года. В частности, там сообщается, что строительство нового жилого района ульяновская компания DARS Development начнёт уже в 2015 году. К 2017 году Национальный центр авиастроения получит первые 100 000 кв. м современного жилья по цене, не превышающей 50 000 рублей за квадратный метр.

— В настоящий момент проект строительства недвижимости в городском округе Жуковский — жилья и объектов инфраструктуры — находится на подготовительной стадии. Ведутся работа с документацией, проектирование домов и инженерных сетей. Концепция проекта претерпела некоторые изменения. Сроки строительства немного сдвинулись в связи с затянувшейся процедурой согласования исходно-разрешительной документации. Строительство и введение в эксплуатацию первых домов запланировано на 2017 год, — прокомментировал Лайфу коммерческий директор Dars Development Дмитрий Софронов.

До 2024 года планируется сокращение доли участия Российской Федерации в открытом акционерном обществе "Объединённая авиастроительная корпорация" до 50 процентов плюс 1 акция. Конкретные сроки и способы приватизации будет определять правительство с учётом конъюнктуры рынка, а также рекомендаций ведущих инвестиционных консультантов в случаях, предусмотренных решениями правительства. Государству в лице Росимущества принадлежат 90,3% акций ПАО "ОАК", Внешэкономбанку — 5,6%, частным акционерам — 4,1%.

Читать источник >> 09:41 24.10.2016

0 комментариев
Войдите, чтобы оставить комментарий. Простая в два клика.
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!
Сирия. Боевые действия ОНЛАЙН
Сводка военных событий в Сирии. Пост обновляется.
Установить виджет online-ленты на свой сайт
Новороссия. Боевые действия ОНЛАЙН
Сводка военных событий в Новороссии (ЛНР и ДНР). Пост обновляется.
Установить виджет online-ленты на свой сайт
Мнения сообщества
Граждане
Тогда предполагалось, что эти дома строятся для тех, кто не способен сам построить. В этих сёлах нет строительных организаций, которым заплати, и тебе построят. Но получилось "как всегда". Привезли гастарбайтеров, зачем им качество. А каркасные дома требуют не просто качества, тщательности в сборке. Дома на столбчатых фундаментах, т.е без подпола, это в деревне, где живут с огорода. Стены каркасные на минвате, которая валялась на улице под дождем. Минвата была использована не для вертикальных стен, а более дешевая, которая со временем оседает. Но выделенные деньги "освоили", по сути, выкинув их. Дома приняли явно под давлением краевого руководства, тем же надо отчитаться перед президентом. У нас из двух десятков домов заселены два или три. В других селах аналогично. Еще нюанс. Людям запрещали ремонтировать свои дома. Казалось бы правильно, зачем, если их затапливает. Однако разговаривал с человеком в годах, до строительства Зейской и Бурейской ГЭС затопляло регулярно. Никакой ЧС, высушивали дома печкой и зимовали без проблем.ещё
Граждане
Не проще было выдать людям компенсацию деньгами? Уж они сумели бы построить то, что им нужно, там , где им нужно, за реальные деньги и качеством на уровне "для себя".ещё
Граждане
Лучшая антиреклама российских средств ПВО. Евреи летают, где хотят, бомбят столицу Сирии. Безнаказанно. Все норм.Главное, из нашей авиабазы нос не высовывать, а то попадем под израильскую бомбежку, вовек от позора не отмоем наших вояк.ещё
Граждане
Хуже не придумаешь. Армия и флот сильны дубами. Разведывательный корабль не увидел у себя под носом древний скотовоз, который без видимых повреждений для себя потопил военное судно. А если война? Все проспят?ещё
Основатели
Автор всё разумно изложил. Хотя, с таким же успехом Порошенко мог начать военную авантюру еще прошлым летом.
Граждане
Похоже лучше дать переболеть чумой, чем бежать спасать выродков. Лучшие, здоровые - выживут.Уже зараженные чумой - подохнут.ещё
Граждане
Азербайджан граничит с Россией, Грузией, Арменией и Ираном. Отгадайте: с кем из них он может воевать? Думаю, что мы продаем им наше вооружение потому, чтобы они не закупали американское. Так спокойнее, да и прибыль - не последнее дело.ещё
Граждане
Затонул Лиман. Кораблю почти полтинник. Результат перестройки, гласности и пьяных танцев ЕБН.
Последние комментарии