ЕС против Lada Priora: Брюссель пожаловался в ВТО на поддержку российского автопрома

Евросоюз направил во Всемирную торговую организацию письмо. В нём высказывается предположение, что Россия нарушает правила этой международной организации, выделяя субсидии на поддержку своего автопрома (RT располагает копией документа). Эксперты полагают, что за претензиями стоит не борьба за справедливость, а интересы европейских автомобильных концернов. Было ли нарушение правил ВТО со стороны России и чем чревата жалоба Евросоюза, разбирался RT. ЕС против Lada Priora: Брюссель пожаловался в ВТО на поддержку российского автопрома РИА Новости

«Может ли Россия объяснить...»

Евросоюз направил в Комитет по субсидиям и компенсационным мерам Всемирной торговой организации (ВТО) письмо, в котором высказывается предположение, что Россия нарушает правила организации, выделяя субсидии на поддержку своего автопрома. В документе выдвигаются претензии к постановлению правительства №32 от 2014 года «Об утверждении правил предоставления субсидий… в рамках программы «Автомобильная промышленность». Почему претензии к акту возникли только сейчас, в письме не уточняется.

«Может ли Российская Федерация уточнить, почему эта мера направлена только на российских крупных производителей автомобилей?... Может ли Россия объяснить, как эта схема может согласуется с правилами ВТО и, в частности, с положениями Соглашения по субсидиям (ASCM)?» — говорится в письме Евросоюза.

Упомянутое соглашение делит субсидии на запрещённые и допустимые. К первым относятся экспортные субсидии и субсидии, направленные на поощрение использования местных товаров по отношению к импортируемым.

В Минэкономразвития (это министерство курирует взаимодействие с ВТО) уже получили вопросы из Евросоюза и готовят на них письменный ответ в соответствии с процедурой.

«По существу данные вопросы касаются мер поддержки российского автопрома и не связаны непосредственно с инвестиционным режимом в автомобильном секторе. Меры, о которых говорит ЕС, не содержат требований по использованию отечественных товаров и поэтому не предоставляют для таких товаров более льготный режим, чем для импортных. Следовательно, российские меры полностью соответствуют обязательствам России в ВТО», — говорит помощник министра экономического развития Елена Лашкина.

Право на поддержку

В действиях российских властей трудно найти фактические основания для подобных претензий, считает Даниил Кириков, управляющий партнёр консалтинговой группы компаний Kirikov Group.

«Субсидии не привязаны формально или фактически к увеличению экспорта или развертыванию импортозамещения, что нарушало бы ст. 3 Соглашения. Автопром не получает средств на возмещение эксплуатационных убытков. Речь идёт о закупке комплектующих и красок, а также покрытии авансовых платежей лизинговых компаний», — поясняет Кириков.

Он также отметил, что гипотетически чиновники из Брюсселя могли бы обвинить официальную Москву в том, что она воздействует на цены с целью перераспределения доли иностранных и российских компаний на рынке.

«Например, ссылаясь на то, что в 2015 году продажи новых иномарок в России сократились на 52%, в то время как для российских брендов и продукции локализованных производств эти показатели составили 37% и 45% соответственно. Однако в данном случае потребовалось бы доказать прямую взаимосвязь субсидирования и изменения рыночных показателей, что достаточно сложно», — резюмирует юрист.

В свою очередь, глава московского офиса Urus Advisory Алексей Панин говорит, что «государство как участник имеет право финансово поддерживать свои дочерние структуры, выступая в данном случае в качестве полноправного хозяйствующего субъекта», имея в виду господдержку «Автоваза» (на 32,87 % принадлежит госкорпорации «Ростех»), «КАМАЗа» (на 49,9% принадлежит «Ростеху») и других.

«Однако претензии ЕС могут иметь определённый смысл, если в них речь идёт о мерах административной поддержки — пошлинах, заградительных барьерах, требованиях по локализации производства и любых иных ограничениях, которые препятствуют допуску европейских компаний на российский рынок», — комментирует сложившуюся ситуацию Панин.

В интересах зарубежных марок

Вице-президент по внутренним и внешним коммуникациям АвтоВАЗа Раф Шакиров рассказал RT, что действующие меры господдержки распространяются на весь российский автопром, включая тех иностранных производителей, которые локализовали в России своё производство (Renault, Nissan, Toyota и другие).

«В этом никаких предпочтений со стороны государства не было, — говорит Шакиров. — Господдержка помогла авторынку не просесть так сильно, как он мог бы просесть без неё. Что касается политики государства касательно производства в своей стране, то все национальные правительства стремятся к тому, чтобы росло собственное производство — были обеспечены рабочие места, происходила передача технологий производства и так далее. Это общемировая практика промышленной политики. Поэтому в данном случае просто создаются условия для того, чтобы производители переводили своё производство в Россию».

Шакиров отметил, что компании, присутствующие в России исключительно как импортёры, будут однозначно этим недовольны.

«Само собой разумеется, что те компании, которые прежде просто импортировали автопродукцию, которые не желают развивать в нашей стране производство, будут не рады, - продолжает вице-президент «АвтоВАЗа». – Потому что у них будут большие потери. А есть компании, планирующие свою работу в России «всерьёз и надолго». Например, это Renault-Nissan, которые планируют работать в России минимум тридцать лет и которые хотят развивать бренд LADA как российский».

Первый запред комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Николай Арефьев полагает, что Евросоюз обратился в ВТО в интересах крупнейших автомобильных концернов.

«То, что мы сегодня защищаем свой рынок, абсолютно нормально. Естественно, Евросоюз обеспокоен своим рынком, поскольку их компании, импортирующие свои автомобили в нашу страну, например Mercedes, Ford, понесут большие убытки, ведь у них сократится сбыт», - объясняет Арефьев.

Отметим, в этом году российский автопром получил господдержку на 50 млрд рублей. Это наибольший объём субсидий из всех гражданских отраслей.

Павел Астахов

Читать оригинал >> 11:01 26.10.2016

0 комментариев
Войдите, чтобы оставить комментарий. Простая в два клика.
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!
Сирия. Боевые действия ОНЛАЙН
Сводка военных событий в Сирии. Пост обновляется.
Установить виджет online-ленты на свой сайт
Новороссия. Боевые действия ОНЛАЙН
Сводка военных событий в Новороссии (ЛНР и ДНР). Пост обновляется.
Установить виджет online-ленты на свой сайт
Мнения сообщества
Основатели
Количество не всегда означает качество. Во всяком случае уж точно не в их случае:)
Основатели
Ну а я о чём говорил ещё пару-тройку месяцев назад - казачок то засланный! Достаточно было посмотреть на тех, кого он назначает на ключевые должности - отъявленные русофобы и отморозки!ещё
Основатели
ресурсы у них есть - ажник 103 000 000 безработных :)
Основатели
Чтобы реанимировать эту зажравшуюся армию понадобятся титанические усилия и огромные ресурсы. Думаю, что даже Трампу это не по силам. Хотя возвращение военной мощи было одной из причин почему поставили именно Трампа.ещё
Основатели
Добавить сюда ещё инженеров, конструкторов и снабженцев.
Основатели
Ты видишь суслика? Настоятельно рекомендую убрать этот законченный "Инфореактор" куда подальше из новостей.
Основатели
Не стоит испытывать батькино терпение - мало не покажется. Это вам не тряпка Порошенко-Янукович.
Основатели
Без хороших друзей в ВР это вряд ли поможет.
Последние комментарии