ЕС против Lada Priora: Брюссель пожаловался в ВТО на поддержку российского автопрома

Евросоюз направил во Всемирную торговую организацию письмо. В нём высказывается предположение, что Россия нарушает правила этой международной организации, выделяя субсидии на поддержку своего автопрома (RT располагает копией документа). Эксперты полагают, что за претензиями стоит не борьба за справедливость, а интересы европейских автомобильных концернов. Было ли нарушение правил ВТО со стороны России и чем чревата жалоба Евросоюза, разбирался RT. ЕС против Lada Priora: Брюссель пожаловался в ВТО на поддержку российского автопрома РИА Новости

«Может ли Россия объяснить...»

Евросоюз направил в Комитет по субсидиям и компенсационным мерам Всемирной торговой организации (ВТО) письмо, в котором высказывается предположение, что Россия нарушает правила организации, выделяя субсидии на поддержку своего автопрома. В документе выдвигаются претензии к постановлению правительства №32 от 2014 года «Об утверждении правил предоставления субсидий… в рамках программы «Автомобильная промышленность». Почему претензии к акту возникли только сейчас, в письме не уточняется.

«Может ли Российская Федерация уточнить, почему эта мера направлена только на российских крупных производителей автомобилей?... Может ли Россия объяснить, как эта схема может согласуется с правилами ВТО и, в частности, с положениями Соглашения по субсидиям (ASCM)?» — говорится в письме Евросоюза.

Упомянутое соглашение делит субсидии на запрещённые и допустимые. К первым относятся экспортные субсидии и субсидии, направленные на поощрение использования местных товаров по отношению к импортируемым.

В Минэкономразвития (это министерство курирует взаимодействие с ВТО) уже получили вопросы из Евросоюза и готовят на них письменный ответ в соответствии с процедурой.

«По существу данные вопросы касаются мер поддержки российского автопрома и не связаны непосредственно с инвестиционным режимом в автомобильном секторе. Меры, о которых говорит ЕС, не содержат требований по использованию отечественных товаров и поэтому не предоставляют для таких товаров более льготный режим, чем для импортных. Следовательно, российские меры полностью соответствуют обязательствам России в ВТО», — говорит помощник министра экономического развития Елена Лашкина.

Право на поддержку

В действиях российских властей трудно найти фактические основания для подобных претензий, считает Даниил Кириков, управляющий партнёр консалтинговой группы компаний Kirikov Group.

«Субсидии не привязаны формально или фактически к увеличению экспорта или развертыванию импортозамещения, что нарушало бы ст. 3 Соглашения. Автопром не получает средств на возмещение эксплуатационных убытков. Речь идёт о закупке комплектующих и красок, а также покрытии авансовых платежей лизинговых компаний», — поясняет Кириков.

Он также отметил, что гипотетически чиновники из Брюсселя могли бы обвинить официальную Москву в том, что она воздействует на цены с целью перераспределения доли иностранных и российских компаний на рынке.

«Например, ссылаясь на то, что в 2015 году продажи новых иномарок в России сократились на 52%, в то время как для российских брендов и продукции локализованных производств эти показатели составили 37% и 45% соответственно. Однако в данном случае потребовалось бы доказать прямую взаимосвязь субсидирования и изменения рыночных показателей, что достаточно сложно», — резюмирует юрист.

В свою очередь, глава московского офиса Urus Advisory Алексей Панин говорит, что «государство как участник имеет право финансово поддерживать свои дочерние структуры, выступая в данном случае в качестве полноправного хозяйствующего субъекта», имея в виду господдержку «Автоваза» (на 32,87 % принадлежит госкорпорации «Ростех»), «КАМАЗа» (на 49,9% принадлежит «Ростеху») и других.

«Однако претензии ЕС могут иметь определённый смысл, если в них речь идёт о мерах административной поддержки — пошлинах, заградительных барьерах, требованиях по локализации производства и любых иных ограничениях, которые препятствуют допуску европейских компаний на российский рынок», — комментирует сложившуюся ситуацию Панин.

В интересах зарубежных марок

Вице-президент по внутренним и внешним коммуникациям АвтоВАЗа Раф Шакиров рассказал RT, что действующие меры господдержки распространяются на весь российский автопром, включая тех иностранных производителей, которые локализовали в России своё производство (Renault, Nissan, Toyota и другие).

«В этом никаких предпочтений со стороны государства не было, — говорит Шакиров. — Господдержка помогла авторынку не просесть так сильно, как он мог бы просесть без неё. Что касается политики государства касательно производства в своей стране, то все национальные правительства стремятся к тому, чтобы росло собственное производство — были обеспечены рабочие места, происходила передача технологий производства и так далее. Это общемировая практика промышленной политики. Поэтому в данном случае просто создаются условия для того, чтобы производители переводили своё производство в Россию».

Шакиров отметил, что компании, присутствующие в России исключительно как импортёры, будут однозначно этим недовольны.

«Само собой разумеется, что те компании, которые прежде просто импортировали автопродукцию, которые не желают развивать в нашей стране производство, будут не рады, - продолжает вице-президент «АвтоВАЗа». – Потому что у них будут большие потери. А есть компании, планирующие свою работу в России «всерьёз и надолго». Например, это Renault-Nissan, которые планируют работать в России минимум тридцать лет и которые хотят развивать бренд LADA как российский».

Первый запред комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Николай Арефьев полагает, что Евросоюз обратился в ВТО в интересах крупнейших автомобильных концернов.

«То, что мы сегодня защищаем свой рынок, абсолютно нормально. Естественно, Евросоюз обеспокоен своим рынком, поскольку их компании, импортирующие свои автомобили в нашу страну, например Mercedes, Ford, понесут большие убытки, ведь у них сократится сбыт», - объясняет Арефьев.

Отметим, в этом году российский автопром получил господдержку на 50 млрд рублей. Это наибольший объём субсидий из всех гражданских отраслей.

Павел Астахов

Читать оригинал >> 11:01 26.10.2016

0 комментариев
Войдите, чтобы оставить комментарий. Простая в два клика.
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!
Поздравляем с 23 февраля!
Поздравление с 23 февраля от команды MEDIA REPOST
Подробности смотрите здесь
Сирия. Боевые действия ОНЛАЙН
Сводка военных событий в Сирии. Пост обновляется.
Установить виджет online-ленты на свой сайт
Новороссия. Боевые действия ОНЛАЙН
Сводка военных событий в Новороссии (ЛНР и ДНР). Пост обновляется.
Установить виджет online-ленты на свой сайт
#ЯбМог - работа в ДНР и ЛНР
Поддержи проект трудоустройства в ДНР и ЛНР
Мнения сообщества
Граждане
Министр должен быть достоин своего президента. Вот если рядом с Климкиным поставить Порошенко - сразу будет понятно, что все в порядке.ещё
Граждане
Как куда? Джонсон любитель делать шоу на пустом месте. Так что эта пробежка в шапке шута и полуодетым его очередное шоу, которое было , разумеется , не бескорыстным.Таким образом он хотел продемонстрировать своим избирателям свою приверженность к здоровому образу жизни.И ему это удалось, хотя выглядел он нелепо, все посмеялись и ...проголосовали. Джонсон стал мэром Лондона.ещё
Граждане
Красавцы, тоже 23 февраля наотмечались?
Блогеры
Всех с праздником! Только благодаря защитникам Донбасса мы живем в Новороссии!
Основатели
Скорее надежной, но очень ангажированной и управляемой госдепом/спецслужбами сша/финансовыми кланами сша (нужное подчеркнуть)ещё
Основатели
Вот они хваленые американские системы оповещения. Хорошо что не на пункте управления МБР внесли "не тот шаблон"... А возможно наши хакеры к празднику 23 февраля постарались))ещё
Граждане
Fb очень старательно доказывает, что является крайне ненадёжной площадкой
Основатели
Спасибо за поздравление! Всех защитников и защитниц (девушек-военных) с праздником!
Граждане
Очень интересная статья. Я под таким углом не рассматривал события отечественной войны. Очень любопытно было бы посмотреть расширенный вариант статьи, жаль самому нет времени покопаться в этой теме.ещё
Граждане
Персонаж небезызвестный, но далеко не единственный, из украинских деятелей, которые не обременены ни логикой, ни здравым смыслом. Наблюдая за подобными персонажами хочется верить, что это умелая актерская игра, иначе приходится принять, что таких "адекватных" людей умышленно допустили к управлению государством, а это вызывает лично у меня откровенный страх.ещё
Последние комментарии