Самолет спасения: как работает аэромобильное отделение

Самолет спасения: как работает аэромобильное отделение Самолет спасения: как работает аэромобильное отделение

История создания аэромобильного отделения

Систему эвакуации пациентов в критическом состоянии авиационным транспортом начали разрабатывать середине 70-х годов на кафедрах анестезиологии и реаниматологии и военно-полевой хирургии Военно-медицинской академии (ВМА) им. С.М.Кирова и в Центре анестезиологии-реанимации, реанимации и интенсивной терапии (ЦАРРИТ) ГВКГ им. Н.Н.Бурденко. «Медики проводили множество экспериментов, летали на Ан-24, потом на Ан-26, даже пробовали эвакуировать животных, и только затем перешли на транспортировку раненых», — рассказывает Валерий Викторович Стец, начальник ЦАРРИТ, главный анестезиолог-реаниматолог госпиталя Бурденко.

Во время подъема на большую высоту даже здоровая сердечно-сосудистая и дыхательная системы испытывают серьезную нагрузку, а если у человека тяжелое ранение или большая кровопотеря, то очевиден риск не довезти пациента живым. Поэтому была разработана целая система: критерии и показания, что делать до и во время полета, как действовать при посадке. В состав команды эвакуации входили: анестезиолог-реаниматолог, хирург, медсестра-анестезист и другие специалисты, которые требовались в зависимости от количества и состояния пациентов.

Самолет спасения: как работает аэромобильное отделение«Летающий скальпель». Фото: Max Bryansky/Airliners.net

Очень многое было сделано во время афганской войны. Именно тогда появились самолет «Летающий скальпель» на базе Ил-76 и вертолет «Биссектриса» на основе Ми-8 для эвакуации тяжелораненых и пострадавших. НИИ Военной медицины разработал три модуля, которые помещались в Ил-76: транспортный — на 10–12 человек, реанимационный — на два места, и операционный — с двумя столами. Там находились наркозные, дыхательные аппараты и все необходимое, чтобы оперировать пациентов даже во время полета. Естественно, этот летающий госпиталь мог работать и на земле. «К счастью, оперировать в воздухе врачам аэромобильного отделения так и не пришлось, — говорит Валерий Стец. — Шум это одно, а что если рука дрогнет, когда ты работаешь скальпелем? А если турбулентность?»

Врачи гордятся тем, что благодаря тщательной проработке системы, ни один раненый не умер во время полетов «Скальпеля», хотя сложностей было много. Полет длился несколько часов и за ранеными нужно было ухаживать. Это сейчас используются биотуалеты, специальные пеленки, памперсы, а раньше ничего этого не было, и врачам и медсестрам приходилось нелегко. Особенно поначалу, когда система проходила отработку.

Самолет спасения: как работает аэромобильное отделениеФото предоставлено ЦАРРИТ

Эвакуация раненых в Афганистане в основном шла с помощью вертолетов. Благодаря этому пострадавшие попадали на стол к хирургам и анестезиологам в пределах двух часов.

Авиамедицинская эвакуация в наши дни

Мы перевозим таких пациентов, которых лет пять назад из-за тяжести состояния признавали нетранспортабельными. Валерий Стец

Сегодня штатное аэромобильное отделение ЦАРРИТ — единственное в Вооруженных силах РФ. Оно обеспечивает круглосуточную боеготовность по эвакуации раненых и пострадавших. «Уровень подготовки специалистов, оснащение авиатранспорта и качество медицинской техники позволяют нам осуществлять все необходимые реанимационные мероприятия как до, так и во время полета. Показания к транспортировке расширились. Мы перевозим таких пациентов, которых лет пять назад из-за тяжести состояния признавали нетранспортабельными», — рассказывает начальник Центра Валерий Стец.

Самолет спасения: как работает аэромобильное отделениеФото: Лиана Имамутдинова/Defence.ru

Сейчас у аэромобильного отделения нет «своего» самолета. Медики отказались от «Скальпеля» и работают по принципу универсальности: конструкции самолетных модулей аэромобильного отделения подобраны с расчетом на использование как в самолетах, так и в вертолетах. Они универсальны. Есть модули одноместные, есть предназначенные для двоих, а есть и для четверых пациентов. Достаточно загрузить их в авиатранспорт, и можно лететь. «К тому же, представьте: если у нас есть свой „медицинский“ Ил-76, то сегодня мы, например, летим, а потом неделю он стоит на обслуживании, в полной боевой готовности. Это ж сколько денег нужно на его обслуживание!», — объясняет Валерий Викторович. Все оборудование хранится в госпитале, в специальном помещении, выделенном для аэромобильного отделения.

И если раньше отделение располагало всего одним «Летающим скальпелем», то сейчас, по словам медиков, ситуация такова, что если надо будет два транспортника — дадут два, будет нужда в четырех самолетах — найдутся четыре.

«То же самое касается вертолета. „Биссектриса“, как таковая, осталась в прошлом. Сейчас мы используем Ми-8, Ми-18, Ми-38. Силами двух человек модуль затаскивается в любой из этих вертолетов и вот вам та же „Биссектриса“», — рассказывает начальник ЦАРРИТ.

Самолет спасения: как работает аэромобильное отделениеФото предоставлено ЦАРРИТ

Модуль внешне напоминает плацкарт в поезде: две нижние полки, две верхние. В случае необходимости верхние полки складываются, освобождая пространство. По бокам крепятся кислородные баллоны, навесное оборудование.

Для переноса пострадавших используют специальные надувные носилки, пневматические шины. Отдельного внимания заслуживает монитор, который работает на расстоянии. Врач может находиться в любой точке самолета и дистанционно наблюдать за состоянием пациента.

За последние годы в аэромобильном отделении обновлены многие аппараты для проведения анестезии, искусственной вентиляции легких. «Предпочтение отдается отечественной технике, но в ряде случаев пока российских аналогов нет, — говорит Валерий Викторович. — Центр содействует развитию технологий, мы постоянно в контакте с отечественными заводами: они демонстрируют и передают нам на апробацию новые образцы. Мы тестируем, даем рекомендации для их улучшения. Если образец действительно хороший, стремимся его приобрести».

Наряду с техникой для интенсивной терапии отделение оснащено всем необходимым мобильным лабораторным оборудованием, которое позволяет определять любые биохимические показатели крови, параметры гемодинамики. Эпизодически возникает необходимость и в других исследованиях, проведение которых также возможно на борту.

Самолет спасения: как работает аэромобильное отделениеФото предоставлено ЦАРРИТ

Самое большое количество пациентов, эвакуированных одновременно самолетом аэромобильного отделения, — 34 человека. Что же касается искусственной вентиляции легких, то во время полета количество таких пациентов может достигать восьми человек. А при необходимости и больше.

На сегодняшний день время беспосадочного полета Ил-76 — около шести часов. Однако уже приходят на снабжение самолеты с увеличенной дальностью полета без посадки, которые позволят долететь практически в любую точку земного шара.

Команда аэромобильного отделения

В аэромобильном отделении ЦАРРИТ трудится опытная, слаженная команда. У каждого есть определенные задачи, все знают, как кому нужно действовать. В результате этого, по словам самих медиков, пять человек справляются с тем, чего 10–20 неподготовленных к таким условиям работы врачей сделать не смогут.

Мы знаем, что, если понадобится помощь военным или гражданскому населению в ходе боевых конфликтов или других серьезных катастроф, мы готовы первыми отправиться туда, где ее ждут. Валерий Стец
Самолет спасения: как работает аэромобильное отделениеФото предоставлено ЦАРРИТ

Структура аэромобильного отделения очень пластична. Есть костяк из команды анестезиологов-реаниматологов, медицинских сестер и техников. При необходимости можно расширить бригаду, включив в команду — в зависимости от потребностей — хирургов разного профиля, инфекциониста, специалиста по детоксикации, терапевта. Руководит отделением один из самых опытных анестезиологов-реаниматологов Центра — подполковник м/с Валерий Владимирович Нагорнов.

В свободное от полетов время медики работают в отделении анестезиологии и реанимации наравне со всеми. Кроме того, у них регулярно проходят занятия в учебном классе, где находится медицинское оборудование.

У каждого военного специалиста ЦАРРИТ на работе хранятся личные чемоданчики с самыми необходимыми вещами и запасом еды на трое суток, так что уже через 15 минут после приказа бригада сможет отправиться в путь. «Мы знаем, что, если понадобится помощь военным или гражданскому населению в ходе боевых конфликтов или других серьезных катастроф, мы готовы первыми отправиться туда, где ее ждут», — говорит Валерий Викторович Стец.

Самолет спасения: как работает аэромобильное отделениеФото предоставлено ЦАРРИТ

К вылетам готовятся быстро и тщательно. Обязательно проверяют всю технику — ведь она должна работать бесперебойно. Были выезды и в места боевых действий — приходилось примерять каски и бронежилеты.

Центр постоянно поддерживает связь с аэромобильным отделением: команда сразу же сообщает о прилете на место, об осмотре больного и его состоянии, о готовности и времени вылета обратно в госпиталь Бурденко.

«Отправляя бригаду в полет, — рассказывает начальник ЦАРРИТ, — или я, или начальник отделения, или просто старший группы напоминает мужчинам о простых вещах: „В самолете не всегда хватает места, чтобы лечь и отдохнуть всем — вы можете сами лечь только тогда, когда разместятся все медсестры“. Ну и, конечно, напутствия, касающиеся пациентов, к которым летит бригада».

Самолет спасения: как работает аэромобильное отделениеФото предоставлено ЦАРРИТ

Для аэромобильного отделения должность и звание пациента значения не имеет. Врачи вылетают как к офицерам, так и к солдатам. «Здесь основной принцип исходит из слов главного анестезиолога-реаниматолога министерства обороны РФ Алексея Валериановича Щеголева: „Есть в стране Конституция, и по ней каждый человек, где бы он ни находился, должен получить исчерпывающий объем помощи“. У нас военнослужащие раскиданы по всей России, некоторые проходят службу в море, кто-то выполняет задачи в горах, лесах, песках. Каждый военнослужащий должен быть уверен: случись беда, к нему на помощь обязательно придут квалифицированные специалисты, которые буду лечить на самом высоком уровне».

В Москве состоится конгресс военных врачей

Конгресс, посвященный 40-летию первого в стране Центра анестезиологии и реанимации Главного военного клинического госпиталя им. Н.Н.Бурденко, состоится в Москве 2–3 ноября. DEFENCE.RU

Читать оригинал >> 15:09 26.10.2016

0 комментариев
ВНИМАНИЕ! Начался ЗБТ (Закрытый Бета-Тест) аккаунтов! Подробности смотрите здесь
Войдите, чтобы оставить комментарий. Нет регистрации?
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!
Получи аккаунт с доступом к ЗБТ бесплатно до 31 декабря! Подробности здесь
Новости MEDIA REPOST v2.0
Подробности смотрите здесь
Военные хроники (Сирия ON-LINE)
Сводка военных событий в Сирии. Пост обновляется.
Установить виджет online-ленты на свой сайт
Военные хроники (Новороссия ON-LINE)
Сводка военных событий в Новороссии (ЛНР и ДНР). Пост обновляется.
Установить виджет online-ленты на свой сайт
Выборы президента США
Выборы президента США
Военные хроники (Турция ON-LINE)
Сводка военно-политических событий в Турции. Пост обновляется.
Установить виджет online-ленты на свой сайт
Мнения сообщества
Основатели
у нас пару дней назад в Магните было нечто - омерзительная вонь у шкафа с яйцами. Нечеловеческая, но и не трупная. Работничкам - фиолетово было.ещё
Администраторы
По ссылкам в комментариях - еще отрабатываем, есть такие баги, мы про них знаем.
Администраторы
спасибо, завтра исправим
Основатели
- Да ты мудак, ты дома мудак, ты на работе мудак, ты с детьми мудак, ты в постели мудак! И на конкурсе мудаков занял бы второе место!- Почему второе...- Да потому что ты мудак!ещё
Иммигранты
Паранойя растет не по дням, а по часам. Такими темпами их скоро инопланетные создания поработят(Или уже?(͡๏̯͡๏))ещё
Иммигранты
Странно, что не рука кремля..граница то рядом.
Основатели
Степан Питерский имя его."Мощным взмахом поднимаетОн красавицу княжнуИ за борт её бросаетВ набежавшую волну."ещё
Последние комментарии