27.10.2016 22:44 Главная Новости
+1

Двигатель отношений с Америкой: почему США приходится покупать РД-180

После годового запрета США вновь разрешили ввоз ракетных двигателей РД-180 российского производства, которые там ставят на свои носители Atlas. На фоне несколько улучшившихся отношений Москвы с Вашингтоном американцы решили для себя одну из главных проблем, связанных с плотной взаимозависимостью двух сверхдержав.

История экспорта РД-180 — это одна из самых давних success stories высокотехнологического российского экспорта.

Причем не в страны третьего мира (таких примеров всегда было много), а в самое что ни на есть средоточие технологий мирового авиаракетостроения — в США.

РД-180 — это масштабированный в 1990-е годы движок РД-170 (две камеры сгорания вместо четырех — соответственно, тяга вдвое ниже: 400 тонн против 800), который разработали еще в 1970-х годах для первой ступени сверхтяжелого носителя «Энергия». Работает на стандартном топливе: керосин и жидкий кислород.

Двигатель РД-170 Двигатель РД-170. Фото: buran-energia.com

В чем причина того, что в середине 1990-хкому-то в США (не последней космической державе, скажем так) понадобилось изделие, технологически относящееся к 1970-м годам?

Ответ простой: США и в 1990-е не обладали сопоставимыми технологиями производства камер сгорания для мощных жидкостных ракетных двигателей.

РД-170 превосходил по тяге их двигатели F-1 с первой ступени лунного носителя Saturn V, и при сопоставимой массе был на 60 процентов компактнее по длине. Поэтому при разработке ракеты Atlas IIA-R (в дальнейшем Atlas III) в 1996 году выбор был сделан в пользу российского изделия.

Конструктор РД-180 Борис Каторгин в 2012 году вспоминал, что американцы, заказавшие на НПО «Энергомаш» себе «половинку» РД-170, утверждали, будто им хватит четырех лет для копирования технологий. Однако РД-180 поставляется в Штаты с конца 1990-х, впервые был использован на ракете Atlas в 2000 году, и пока что ему не создана американская альтернатива.

В декабре 2014 года, под давлением ухудшающихся на фоне украинского кризиса отношений с Россией, Конгресс США, утверждая военные расходы на 2015 год, запретил возобновлять закупки РД-180, разрешив купить в 2015 году только пять двигателей, а с 2019 года вообще запретил их использовать в Штатах. Предполагается, что с 2019 года вместо древних модернизированных «атласов» должна начать летать ракета-носитель Vulcan на двигателях следующего поколения BE-4 («метан — жидкий кислород»).

Двигатель РД-180 на испытательном стенде в Космическом центре Маршалла (США) Двигатель РД-180 на испытательном стенде в Космическом центре Маршалла (США). Фото: NASA

Военные (основные эксплуатанты «русских» ракет) тут же возмутились этому политизированному решению.

Формально подкопаться под него было невозможно: налицо взаимозависимость с «агрессивной» Москвой, да к тому же в критической сфере оборонных технологий. А по существу, в связи с затянутым циклом разработки новых двигателей и ракет-носителей, это решение означало одно: дополнительные расходы и потери при срыве графиков вывода полезной нагрузки.

В апреле Пентагон попросил Конгресс отложить срок отказа от «Атласов» с 2019 до 2022 года. В мае эта просьба была повторена. Министру Картеру пришлось с трибуны оправдываться тем, что военные и так, мол, разрабатывают свой двигатель. И это никакая не зависимость от России, вы не подумайте, просто сейчас, в ближайшие годы, это позволит нам решить проблему с гарантированным выводом военной нагрузки на орбиту.

К осени 2015 года отношения между Москвой и Вашингтоном начали медленно, но заметно меняться. Включение России в сирийскую операцию, при сохранении жесткой риторики госорганов США, было встречено в Америке чуть ли не с облегчением. Наметились каналы возобновления контактов, в первую очередь среди военных. На фоне этой «микрооттепели» Пентагон поднапрягся и протащил через конгресс отмену ранее наложенных ограничений с 2016 года.

В итоге сложилась типичная ситуация «win-win»: НПО «Энергомаш» получило продление экспорта высокотехнологической продукции, а американские военные и промышленность — возможность комфортно двигать сроки в графиках разработки и принятия в эксплуатацию новых ракет.

А там, как говорится, разберемся. Отношения надо восстанавливать, и взаимовыгодный обмен сложными товарами при соблюдении национального интереса тут является хорошим подспорьем.

Фото: NASA HQ PHOTO

Читать оригинал >> 22:44 27.10.2016

0 комментариев
Войдите, чтобы оставить комментарий. Простая в два клика.
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!
Сирия. Боевые действия ОНЛАЙН
Сводка военных событий в Сирии. Пост обновляется.
Установить виджет online-ленты на свой сайт
Новороссия. Боевые действия ОНЛАЙН
Сводка военных событий в Новороссии (ЛНР и ДНР). Пост обновляется.
Установить виджет online-ленты на свой сайт
Мнения сообщества
Основатели
Вашими устами, Роджерс, глаголит истинна! Этим всем необходимо было уже вплотную заняться в 2014 году. Даже ждать не надо было когда и как проявит себя вся эта сволота.ещё
Иммигранты
Автор - "молодец"...Конечно, рациональное бронирование Ил-2, сервоприводы 40-х годов, были не замечены в КБ "Сухого", так же был "похерен" опыт создания в собственном КБ Су-6, Су-8 и конкурентных Ил-40/42...Соответственно об элементах механизации крыла советские/российские авиаконструкторы, а тем более советские/российские аэродинамики, получили представления именно с тестированием Ф-5...Ну и с хронологией у автора не в порядке..,,,20 июля 1976 года специальная комиссия НИИ ВВС под руководством ведущего инженера В.М. Чумбарова вскрыла первый ящик с «пришельцем». ...Су-25 впервые поднялся в воздух 22 февраля 1975 года...ещё
Граждане
С рук невероятно держать на прицеле летающий СВЕРХУ дрон; это ещё сложнее чем снайперской винтовкой с рук попасть в дрон - не один раз вмазать в неподвижный объект, а несколько минут держать в перекрестии оптического прицела - я уверен, что это только в кинах возможно. Руки дрожат, ветер дует, дыхание сбивает, цель перемещается, в оптике скачет...Только турель на машину, типа как ЗУшки ставят - со станка уже будет веселей целиться; да и аккумуляторы не на себе таскать. Кроме того, комплект бесполезен без системы обнаружения этих дронов, потому что разглядеть невооружённым глазом в небе за километр-пять небольшой дрон - это надо очень хорошее зрение иметь, отличные условия и специально всматриваться.Фигня, короче.ещё
Граждане
Странный вброс: что могут в таких вопросах решить министры обороны? Либо предложение Шойгу каких-то вкусных плюшек с перспективой на его президентство РФ.ещё
Граждане
Офигенные деньги для современной Украины. Так что люди будут - количество лохов в природе бесконечно; завтрашняя инвалидность или смерть - это завтра и "может быть", "авось пронесёт".ещё
Граждане
В незнакомых горах уйти от профессиональных борцов с бандитами абсолютно невозможно; скрыться и пересидеть активную фазу поисков в чём-то доме - тоже. Либо псих, либо довели до психоза, дай Бог, что бы не до суицида. Теперь только один правильный выход - в военную прокуратуру, снимать побои и доказывать неуставняк.ещё
Граждане
По мне, так правильно. Все остальные проблемы можно решить только при условии поддержки "линии партии" на всех уровнях. Иначе толку не будет. Справедливо для всех стран, не только для Крыма.ещё
Граждане
Не считаю, что надо отбирать средства производства. Но то, что национализированное предприятие будет приносить государству те же деньги, что и частное, это лукавство. Кроме налога оно же и прибыль дает. Качество управленцев, это вопрос другой. Я про то, что не стоит такие слабые аргументы приводить, которые даже неспециалист легко опровергает.ещё
Последние комментарии