Результаты ЕГЭ не растут. Почему провалилась "реформа Ливанова"?

В 2012 году с "тяжёлой" руки экс-министра образования РФ Дмитрия Ливанова школы и детские сады объединились в "образовательные комплексы". Одной из главных задач этой реформы было предоставить детям отдельные образовательные направления: дать возможность ученикам выбирать между гуманитарными и математическими, лингвистическими и другими узконаправленными классами, чтобы детям было проще поступать в вузы. Это должно было повысить уровень и качество получаемого образования среди школьников, а также позволить младшим классам учиться отдельно от старшеклассников (в отдельных корпусах). Несмотря на положительные качества, декларируемые чиновниками, негодованию со стороны учителей и родителей до сих пор не видно конца. Cпустя четыре года после запуска реформы стало ясно: она себя не оправдала.

Слияние школ не улучшило результатов ЕГЭ и не сделало дополнительное образование доступнее. Об этом свидетельствуют результаты ряда исследований учёных НИУ "Высшая школа экономики" (документ есть в распоряжении Лайфа). Согласно документу, средний балл на госэкзамене — по основным предметам — остался тем же, что и до реформы. По русскому языку он колеблется с 70 до 71 балла, а по математике — уменьшился с 57 до 55.

В исследовании принимали участие пять московских образовательных комплексов, а также были опрошены 600 учащихся восьмых классов и 250 учителей.

Изменения, которые не отразились на ЕГЭ

Аналитик исследовательского центра Института образования НИУ ВШЭ Надежда Бысик положительно отметила, что после реформы "значительно увеличился набор в старшие классы".

— В 2015 году 23% директоров заявили о дополнительном открытии классов для учащихся. Также важно, что появились профильные школы, а дети стали учиться ближе к дому (так как набор увеличился. — Прим. Лайфа), — говорит Бысик.

При этом, как рассказывал Лайф ранее, ближайшую к дому школу ищут, как правило, семьи с не очень высоким уровнем образования взрослых и не очень обеспеченные. Расстояние до учебного заведения не играет никакой роли, если школа считается по тем или иным критериям "престижной".

В свою очередь президент Всероссийского фонда "Образование" Сергей Комков утверждает, что увеличение поступающих в старшие классы зависит не от слияния школ.

— Просто у нас провал в среднем профессиональном образовании: никто не хочет идти в колледжи, а потому старшие классы переполнены. Это тенденция, которая проявила себя с середины 90-х: высшее образование в массовом сознании стало обязательным, — говорит Комков. — В европейских странах примерно 70–80% детей поступают после 9 класса в колледжи и училища и только 20% — в гимназии или дальше, в старшие классы. У нас наоборот. Именно это стало толчком к созданию образовательных комплексов — все хотят узконаправленные классы, а потом — в вуз.

Согласно данным исследования, заметно снизилось за несколько лет количество и двоечников. Доля учеников, получивших на госэкзаменах низкие баллы, уменьшилась с 8,4% (как в 2013 году) до 5,3% в 2015-м.

Но при этом средний балл по ЕГЭ после слияния школ практически не изменился по русскому, а по математике даже снизился, то есть возможности детей поступить в вуз не выросли. И тогда встаёт вопрос: а был ли смысл в увеличении профильных классов?

В свою очередь, Комков уверен, что изначально слияние школ никак не могло повлиять на результаты ЕГЭ.

— Когда речь идёт о сдаче итоговых экзаменов, огромную роль играют родители, которые не жалеют детям ничего, в том числе своих заработанных потом и кровью средств. Плюс родители платят учителям, чтобы они за деньги отдельно занимались, также есть ещё и сторонние репетиторы — только натаскивание на ЕГЭ, работа педагогов влияет на баллы выпускников, — добавил эксперт.

Недостатки столицы и ленивое учительство

По данным исследования учёных, дополнительное образование сегодня есть в 80% школ: к примеру, в 2012 году кружки были всего в 64% учебных заведений среднего образования. Но число школьников, посещающих занятия, вопреки этому, не увеличилось. Наоборот, открылось больше платных занятий, а на это не у всех есть финансовые возможности.

Как отмечает директор Института развития образования департамента образовательных программ ВШЭ Ирина Абанкина, даже Москва не вполне способна финансово обеспечивать оплату необходимых кружков детям.

— Москва взяла обязательства, что каждый ребёнок имеет право на занятия: два кружка и урок в одной секции в неделю. На одного учащегося есть норматив на дополнительные занятия — 6 тыс. рублей в год, а это только одно, получается, бюджетное занятие в неделю. Поэтому заявленные бесплатные обязательства Москва не обеспечивает. А так как очень высока ценность дополнительного образования, родители вынуждены платить. Сегодня для многодетных семей это оказывается довольно дорого, — с сожалением сказала Абанкина.

Несмотря на то что узконаправленных классов стало больше, дети по-прежнему покидают слабые школы после девятого класса, уходя в техникумы (согласно результатам опроса, это около 40%). Однако реформой подразумевалось, что в составе образовательного комплекса сильные учебные заведения будут "подтягивать" те, что похуже. За счет чего дети должны были в школах максимально оставаться.

У преподавателей, к сожалению, после слияния школ также появилось больше поводов для недовольства. Многие заявляют, что проделанная ими работа должным образом не оценивается.

— У 35% педагогов недовольство вызвали плохой соцпакет, низкая зарплата, сложные отношения с начальством, о чрезмерной занятности заявили 53,9% респондентов. Также преподаватели отмечают, что профессиональный рост напрямую зависит от увеличенного количества неоплачиваемых обязанностей, — отмечается в результатах опроса.

В свою очередь, эксперт ВШЭ Ирина Абанкина подчеркнула, что формально ничего для учителей не изменилось, но работать действительно теперь нужно больше.

— Нагрузка на работе регулируется законодательством. У нас и так сокращённая рабочая неделя у педагогов: 36 часов, из них 18 — аудиторной нагрузки. Раньше свою часовую норму отрабатывали только преподаватели по русскому и математике (самые частые уроки), а у всех остальных (педагоги по биологии, географии, химии и тд. — Прим. Лайфа) такой нагрузки не было, детей в одной школе было меньше. Теперь же за счёт образовательных комплексов появляются новые классы, а потому нагрузка всех учителей подтягивается к нормативам. Поэтому и работать сегодня нужно больше, — отмечает Абанкина. — Когда принимались указы, говорилось о повышении заработной платы, об эффективном контракте. Но более высокие доходы требуют большего труда — это совершенно очевидно. Однако учителя объективно ожидали получать больше при той же нагрузке, но фактически такого разговора не было.

Читать источник >> 10:01 02.11.2016

0 комментариев
Войдите, чтобы оставить комментарий. Простая в два клика.
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О MEDIA REPOST
MEDIA REPOST ВОССТАНОВЛЕН ПОСЛЕ СБОЯ
Подробности смотрите здесь
Сирия. Боевые действия ОНЛАЙН
Сводка военных событий в Сирии. Пост обновляется.
Установить виджет online-ленты на свой сайт
Новороссия. Боевые действия ОНЛАЙН
Сводка военных событий в Новороссии (ЛНР и ДНР). Пост обновляется.
Установить виджет online-ленты на свой сайт
OMEGA Technologies
OMEGA Technologies - Высокоинтеллектуальные интернет-системы управления бизнесом
OMEGA Technologies - Высокоинтеллектуальные интернет-системы управления бизнесом
ПАРТНЕР MEDIA REPOST
Мнения сообщества
Граждане
с микоплазмой автор конечно лоханулся, речь о трех видах вибрионов, но в остальном статья достаточно честная.на сайте организации Centers for Disease Control and Prevention первые же строки о вибрионах такие:Vibriosis causes an estimated 80,000 illnesses and 100 deaths in the United States every year. People with vibriosis become infected by consuming raw or undercooked seafood or exposing a wound to seawater. Most infections occur from May through October when water temperatures are warmer.а вот на хаффингтон пост один блогер пишет все то же самое про подозрительно совпавшую вспышку заражений вибрионами с разливом нефти в Заливе. ещё
Граждане
В детстве несколько раз чудом остался жив. Мужчины это выжившие мальчишки.
Граждане
вторая фотка шикарна, прям притча "Порошенко и лесник")))
Граждане
Почему нет? Выпустив её на волю, они не могут так уверенно говорить о том, что свойства сохранились, мутаций не было. Другое дело, материалы для исследования есть а все ещё загадка. Хотя это тоже объяснимо нежеланием признать ошибки.ещё
Граждане
Спешат пендосы высосать Руину побыстрее - чуют что скоро погонят...
Основатели
забыли нанести маркер на карте. Очень важно знать где именно это произошло. рукалицо
Последние комментарии