Артсамоход поддержки пехоты

Артсамоход поддержки пехоты

Важной составляющей системы бронетанкового вооружения Красной армии в период противоборства СССР с гитлеровской Германией и ее сателлитами являлась самоходная артиллерия. Как известно, в части РККА поступали тяжелые (СУ-152, ИСУ-152, ИСУ-122), средние (СУ-122, СУ-85, СУ-100) и легкие (СУ-76, СУ-76М) самоходные артиллерийские установки. Процесс создания последних был запущен 3 марта 1942 года после образования специального бюро самоходной артиллерии. Его сформировали на основе 2-го отдела Наркомата танковой промышленности, начальник которого С. А. Гинзбург начиная с сентября 1941 года выдвигал предложения о разработке штурмовых и зенитных САУ на базе устаревших и легких танков.

Судя по всему, к весне 1942 года Гинзбургу удалось достучаться до руководства НКТП. Спецбюро поручили сконструировать единое шасси для САУ с использованием автомобильных агрегатов и узлов танка Т-60. На основе этого шасси предполагалось создать 76-мм самоходное орудие поддержки пехоты и 37-мм зенитную самоходную пушку. В мае-июне 1942-го опытные образцы штурмовой и зенитной САУ были изготовлены заводом № 37 НКТП и поступили на испытания. Обе машины обладали одинаковым шасси, в котором имелись агрегаты танков Т-60 и Т-70. Испытания в целом прошли успешно, а потому в июне 1942 года ГКО отдал распоряжение о скорейшей доводке машин и выпуске первой серийной партии для войсковых испытаний. Однако развернувшиеся вскоре масштабные бои на южном фланге советско-германского фронта потребовали от предприятий НКТП наращивания производства танков и работы по самоходкам свернули.

Вновь к разработке установок вернулись осенью 1942-го. 19 октября ГКО принял решение о подготовке серийного выпуска штурмовых и зенитных артсамоходов калибром от 37 до 152 мм. Исполнителями по штурмовым САУ стали завод № 38 им. Куйбышева (город Киров) и ГАЗ. Сроки выполнения заданий были жесткими – уже к 1 декабря 1942 года требовалось доложить в ГКО о результатах испытаний новых боевых машин.


Артсамоход поддержки пехоты


СУ-76 (СУ-12)

НЕДОРАБОТКИ, ОПЛАЧЕННЫЕ КРОВЬЮ

В ноябре штурмовые САУ СУ-12 (завод № 38) и ГАЗ-71 (Горьковский автозавод) вышли на испытания. Компоновка машин в целом соответствовала предложению спецбюро НКТП, сформулированному еще летом 1942-го: два параллельно расположенных спаренных двигателя в передней части самоходки и боевое отделение в корме. Однако имелись и некоторые нюансы. Так, на СУ-12 моторы находились по бортам машины, а механик-водитель размещался между ними. На ГАЗ-71 силовую установку сместили к правому борту, посадив водителя ближе к левому. Кроме того, горьковчане разместили ведущие колеса сзади, протащив к ним через всю машину длинный карданный вал, что существенно снизило надежность трансмиссии. Результат такого решения не заставил себя ждать: 19 ноября 1942 года комиссия, проводившая испытания, отвергла ГАЗ-71 и рекомендовала к принятию на вооружение СУ-12 с учетом устранения выявленных в ходе испытаний недостатков. Впрочем, дальнейшие события развивались по широко распространенному в годы войны печальному сценарию.

2 декабря 1942 года ГКО принял решение о развертывании серийного производства СУ-12, и уже к 1 января 1943-го первая партия из 25 машин СУ-76 (такое армейское обозначение получило «детище» 38-го завода) была направлена в только что сформированный учебный центр самоходной артиллерии. Все бы ничего, но к государственным испытаниям новой САУ приступили лишь 9 декабря 1942 года, то есть после того, как начался ее массовый выпуск. Госкомиссия рекомендовала принять артсамоход на вооружение, но устранив опять-таки недостатки. Однако это мало кого интересовало. За недоработанность конструкции боевой машины, как случалось не раз, своей кровью расплачивались наши солдаты.

Уже через 10 дней войсковой эксплуатации у большинства СУ-76 обнаружились поломки коробок передач и главных валов. Попытка поправить положение за счет усиления последних оказалась безрезультатной. Более того, «модернизированные» самоходки ломались даже чаще. Стало очевидно, что у трансмиссии СУ-76 принципиальный конструктивный порок – параллельная установка двух спаренных двигателей, работавших на общий вал. Такая схема трансмиссии приводила к возникновению на валах резонансных крутильных колебаний. Причем максимальное значение резонансной частоты приходилось на наиболее напряженный режим работы двигателей (движение на 2-й передаче по бездорожью), что и способствовало их быстрому выходу из строя. Ликвидация этого дефекта требовала времени, вот почему 21 марта 1943 года производство СУ-76 приостановили.

В ходе последовавшего «разбора полетов» комиссией под председательством главы НКТП И. М. Зальцмана главным виновником признали С. А. Гинзбурга, которого отстранили от должности и отправили в действующую армию начальником ремонтной службы одного из танковых корпусов. Забегая вперед, скажем, что Сталин, узнав об этом решении, не одобрил его и приказал отозвать талантливого конструктора в тыл, но было поздно – Гинзбург погиб. Однако еще до отъезда на фронт он предложил решение, позволившее в значительной степени разрешить проблему. Между двигателями и коробками передач установили две упругие муфты, а между двумя главными передачами на общем валу – фрикционную проскальзывающую муфту. Благодаря этому удалось снизить аварийность боевых машин до приемлемого уровня. Такие самоходки, получившие заводской индекс СУ-12М, пошли в серию в мае 1943 года, когда возобновился выпуск СУ-76.

Артсамоход поддержки пехоты



Боевое крещение эти артсамоходы получили в феврале 1943-го на Волховском фронте, в районе Смердыни. Там сражались два самоходно-артиллерийских полка – 1433-й и 1434-й. Они имели смешанный состав: четыре батареи СУ-76 (всего 17 единиц, включая машину командира части) и две – СУ-122 (8 единиц). Однако такая организация себя не оправдала и начиная с апреля 1943 года самоходно-артиллерийские полки оснащались однотипными боевыми машинами: в полку СУ-76, например, насчитывалось 21 орудие и 225 военнослужащих.

Надо признать, что СУ-76 не пользовались особой популярностью у солдат. Помимо постоянных поломок трансмиссии отмечались другие недостатки компоновки и конструкции. Сидя между двумя моторами, механик-водитель угорал от жары даже зимой и глох от шума двух несинхронно работавших коробок передач, управлять которыми одной кулисой было довольно трудно. Тяжело приходилось и членам экипажа в закрытой броневой рубке, так как боевое отделение СУ-76 не оснащалось вытяжной вентиляцией. Ее отсутствие особенно негативно сказалось жарким летом 1943 года. Намучившиеся самоходчики в сердцах обозвали СУ-76 «душегубкой». Уже в первых числах июля НКТП рекомендовал непосредственно в войсках демонтировать крышу рубки вплоть до фартука перископического прицела. Нововведение экипажи восприняли с радостью. Впрочем, век СУ-76 оказался очень коротким, ей на смену шла более надежная и совершенная машина. Что же касается СУ-76, то всего было изготовлено 560 этих самоходок, которые встречались в войсках вплоть до середины 1944 года.

Артсамоход поддержки пехоты



ШТУРМОВОЙ КАБРИОЛЕТ

Новая САУ появилась в результате конкурса, объявленного руководством НКТП на создание легкого штурмового артсамохода с 76-мм дивизионной пушкой. В соревновании приняли участие ГАЗ и завод № 38.

Горьковчане предложили проект САУ ГАЗ-74 на шасси легкого танка Т-70. Машину предполагалось оснастить одним двигателем ЗИС-80 или американским GMC и вооружить 76-мм пушкой С-1, разработанной на основе танкового орудия Ф-34.

На заводе № 38 решили применить в качестве силовой установки двигательный агрегат ГАЗ-203 от танка Т-70, состоявший из двух моторов ГАЗ-202, соединенных последовательно. Ранее использование данного агрегата на САУ считалось неприемлемым из-за его большой длины. Теперь эту проблему попытались устранить за счет более тщательной компоновки боевого отделения, изменения конструкции ряда узлов, в частности орудийной установки.

Пушка ЗИС-3 на новой машине СУ-15 монтировалась без нижнего станка. На СУ-12 это орудие ставили с минимальными изменениями, не только с нижним станком, но и с обрезанными станинами (на машинах поздних выпусков они были заменены специальными распорками), упиравшимися в борта. На СУ-15 от полевой пушки использовались только качающаяся часть и верхний станок, который крепился на поперечной П-образной балке, приклепанной и приваренной к бортам боевого отделения. Боевая рубка по-прежнему была закрытой.

Кроме СУ-15, завод № 38 предложил еще две машины – СУ-38 и СУ-16. Обе они отличались применением штатной базы танка Т-70, а СУ-16, кроме того, боевым отделением, открытым сверху.

Испытания новых артсамоходов проводились на Гороховецком полигоне в июле 1943 года в разгар Курской битвы. Наибольшим успехом у военных пользовалась СУ-15, ее и рекомендовали к серийному производству после некоторых доработок. Требовалось облегчить машину, что и было сделано путем снятия крыши. Это одновременно решило все проблемы с вентиляцией, а также облегчило посадку и высадку экипажа. В июле 1943-го СУ-15 под армейским обозначением СУ-76М приняли на вооружение Красной армии.

По компоновке СУ-76М относилась к типу полузакрытых самоходных установок. Механик-водитель сидел в носовой части корпуса по его продольной оси в отделении управления, которое располагалось за трансмиссионным отделением. В кормовой части корпуса размещалась неподвижная открытая сверху и частично сзади броневая рубка, в которой находилось боевое отделение. Корпус САУ и рубка сваривались или склепывались из катаных броневых листов толщиной 7–35 мм, установленных под различными углами наклона. Бронировка противооткатных устройств пушки имела толщину 10 мм. Для посадки механика-водителя в верхнем лобовом листе корпуса служил люк, закрывавшийся литой броневой крышкой с перископическим прибором наблюдения, заимствованной у танка Т-70М.

Слева от пушки сидел наводчик орудия, справа – командир установки. Заряжающий располагался в левой задней части боевого отделения, дверь в кормовом листе которого предназначалась для посадки этих членов экипажа и загрузки боекомплекта. От атмосферных осадков боевое отделение закрывалось брезентовым тентом.

В передней части боевого отделения была приварена поперечина коробчатой формы, в которой крепилась опора верхнего станка 76-мм пушки ЗИС-3 образца 1942 года. Она имела клиновой вертикальный затвор и полуавтоматику копирного типа. Длина ствола орудия составляла 42 калибра. Углы наведения – от -5о до +15о по вертикали, по 15о влево и вправо по горизонтали. Для ведения огня прямой наводкой и с закрытых позиций применялся штатный перископический прицел орудия (панорама Герца). Скорострельность пушки с исправлением наводки доходила до 10 выстр/мин, при беглом огне – до 20 выстр/мин. Максимальная дальность стрельбы составляла 12 100 м, дистанция стрельбы прямой наводкой – 4000 м, прямого выстрела – 600 м. Уравновешивание бронировки качающейся части пушки осуществлялось с помощью установки 110-килограммового противовеса, крепившегося к люльке снизу сзади.

Боекомплект пушки включал 60 унитарных выстрелов. Бронебойно-трассирующий снаряд массой 6,5 кг обладал начальной скоростью 680 м/с, на дистанциях 500 и 1000 м он пробивал по нормали броню толщиной 70 и 61 мм соответственно. Бронебойно-подкалиберный снаряд массой 3 кг и начальной скоростью 960 м/с на дистанциях 300 и 500 м пробивал 105-мм и 90-мм броню.

Вспомогательное вооружение СУ-76М состояло из 7,62-мм пулемета ДТ, который перевозился в боевом отделении. Для стрельбы из него использовались закрываемые броневыми заслонками амбразуры в бортах рубки и в ее лобовом листе справа от пушки. Боекомплект ДТ – 945 патронов (15 дисков). В боевом отделении укладывались также два пистолета-пулемета ППШ, 426 патронов к ним (6 дисков) и 10 ручных гранат Ф-1.

В средней части корпуса в моторном отделении ближе к правому борту монтировался силовой агрегат ГАЗ-203 – два соединенных последовательно 6-цилиндровых карбюраторных двигателя ГАЗ-202 общей мощностью 140 л. с. Коленчатые валы двигателей соединялись муфтой с упругими втулками. Система зажигания, система смазки и система питания (кроме баков) для каждого двигателя были независимы. В системе воздухоочистки двигателей использовались два сдвоенных воздухоочистителя инерционно-масляного типа. Емкость двух топливных баков, размещавшихся в отделении управления, – 412 литров.

Трансмиссия САУ состояла из двухдискового главного фрикциона сухого трения, четырехступенчатой коробки передач ЗИС-5, главной передачи, двух многодисковых бортовых фрикционов с плавающими ленточными тормозами и двух бортовых редукторов.

В ходовую часть машины применительно к одному борту входили шесть обрезиненных опорных катков, три поддерживающих катка, ведущее колесо переднего расположения со съемным зубчатым венцом и направляющее колесо, аналогичное по устройству опорному катку. Подвеска – индивидуальная торсионная. Мелкозвенчатая гусеница цевочного зацепления включала в себя 93 трака шириной 300 мм.

Боевая масса машины – 10,5 тонны. Максимальная скорость вместо расчетной 41 км/ч ограничивалась 30 км/ч, так как при ее увеличении начиналось биение левой полуоси главной передачи. Запас хода по топливу: 320 км – по шоссе, 190 км – по грунтовой дороге.

Осенью 1943 года после полного прекращения производства легких танков Т-70 к выпуску СУ-76М подключились ГАЗ и завод № 40 в подмосковных Мытищах. С 1 января 1944-го головным предприятием по СУ-76М стал Горьковский автозавод, а главным конструктором САУ был назначен Н. А. Астров. Под его руководством на ГАЗе уже с осени 1943-го велись работы по совершенствованию самоходки и приспособлению ее конструкции к условиям массового изготовления. Изменения вносились в конструкцию СУ-76М и в дальнейшем. Так, машины поздних выпусков получили высокий кормовой лист боевого отделения с двумя амбразурами и дверью большего размера, для крепления пулемета в кормовой части рубки появилась труба, приваренная к ее правому и левому бортам, стали использоваться амбразуры новой формы, более приспособленные для стрельбы из пулемета, и т. д.

Серийное производство СУ-76М продолжалось до 1946 года. Всего было выпущено 13 732 самоходки этого типа, в том числе 11 494 – до окончания Великой Отечественной.

СУ-76М, как и ее предшественница СУ-76, поступала на вооружение нескольких десятков легких самоходно-артиллерийских полков, сформированных в годы войны. В начале 1944-го началось создание самоходно-артиллерийских дивизионов (в каждом насчитывалось сначала 12, а позже – 16 СУ-76М). Они заменили в нескольких десятках стрелковых дивизий отдельные истребительно-противотанковые дивизионы. Тогда же приступили к формированию легких самоходно-артиллерийских бригад РВГК. В этих соединениях имелось по 60 установок СУ-76М, пять танков Т-70 и три американских бронетранспортера «Скаут» М3А1. Всего в Красной армии были четыре такие бригады.

Артсамоход поддержки пехоты



ОТ «СУКИ» ДО «КОЛОМБИНЫ»

Говоря о боевом применении СУ-76М, следует подчеркнуть, что на начальном этапе эти самоходки, как, впрочем, и все остальные, использовались довольно безграмотно, преимущественно как танки. Большинство командиров танковых и общевойсковых соединений не имели никакого представления о тактике действий самоходной артиллерии и часто посылали полки САУ буквально на убой. Неправильное применение, а также тот факт, что поначалу экипажи артсамоходов комплектовались бывшими танкистами (сравнение между танком и легкобронированной САУ было явно не в пользу последней), вызвали негативное отношение к СУ-76, что нашло свое выражение в солдатском фольклоре. «Братская могила на четверых», «пукалка», «старая девка» – это были еще наиболее мягкие прозвища. В сердцах солдаты называли СУ-76М «сукой» и «голожопым «Фердинандом»!

Однако со временем отношение к этой машине поменялось. Во-первых, изменилась тактика применения, во-вторых, экипажи, не имевшие танкового прошлого, совсем иначе смотрели на свои машины. Они не считали недостатком, например, отсутствие крыши. Наоборот – благодаря этому облегчалось наблюдение за местностью, стало возможно нормально дышать (вентиляция, как известно, являлась большой проблемой для советских танков и закрытых САУ), можно было вести длительную интенсивную стрельбу без риска задохнуться. При этом в отличие от полевой пушки ЗИС-3 расчет СУ-76М благодаря броне не поражался с бортов и частично сзади пулями и осколками. Кроме того, отсутствие крыши давало возможность экипажу, во всяком случае тем его членам, которые находились в боевом отделении, быстро покинуть машину при ее выходе из строя. Заложником в такой ситуации, увы, оставался механик-водитель. Лучше всех защищенный, он и погибал чаще других самоходчиков.

К достоинствам СУ-76М следует отнести неплохую маневренность и малошумность хода, надежность в эксплуатации (агрегат ГАЗ-203 уверенно отрабатывал 350 моточасов без серьезных поломок), а главное – широкую универсальность машины. Легкие самоходки привлекались к контрбатарейной борьбе, поддержке пехоты в обороне и наступлении, борьбе с танками и т. д. Со всеми этими задачами они справлялись. Боевые качества СУ-76М оказались особенно востребованы на завершающем этапе войны. Быстрые и верткие, ощетинившиеся трофейными пулеметами, СУ-76М часто включали в состав передовых отрядов при преследовании отступавшего противника.

Артсамоход поддержки пехоты



Вместе с отношением изменился и фольклор, отразившийся в прозвищах и названиях боевых машин: «ласточка», «смелый», «снежинка». СУ-76М начали называть «сухариком» и уж совсем высокоэстетично – «коломбиной».

СУ-76М стала второй по массовости советской боевой бронированной машиной Великой Отечественной. В Красную армию поступило больше только «тридцатьчетверок»!

Легкие самоходки состояли на вооружении Советской армии до начала 50-х годов. Последней же ареной их боевого применения была Корея. К началу вспыхнувшей здесь 55 лет назад войны в войсках КНДР насчитывалось несколько десятков СУ-76М. Имелись эти машины и у китайских «народных добровольцев». Впрочем, применение СУ-76М на Корейском полуострове не сопровождалось большими успехами. Низкий уровень подготовки экипажей, превосходство неприятеля в танках, артиллерии и авиации привели к тому, что СУ-76М были быстро выбиты. Потери, правда, восполнились за счет поставок из СССР, и к концу противоборства северокорейские части располагали 127 самоходками этого типа.


Автор: Михаил Барятинский

Читать оригинал >> 16:52 13.11.2016

0 комментариев
Войдите, чтобы оставить комментарий. Простая в два клика.
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!
Сирия. Боевые действия ОНЛАЙН
Сводка военных событий в Сирии. Пост обновляется.
Установить виджет online-ленты на свой сайт
Новороссия. Боевые действия ОНЛАЙН
Сводка военных событий в Новороссии (ЛНР и ДНР). Пост обновляется.
Установить виджет online-ленты на свой сайт
Мнения сообщества
Основатели
Как он его пытался поймать? Наверное сачком как бабочку...
Основатели
На картинке справа главный "морской пехотинец" батальона.
Основатели
Ещё одним корытом больше будет вот и всё.
Основатели
Гремучая смесь: ублюдок, идиот и душевнобольной.
Граждане
Внимание, вопрос:Как с точки зрения уголовного права можно квалифицировать заявление гражданина страны, что он послал спецназ с целью захватить действующего главу государства, чтобы заставить его "добровольно" уйти в отставку? Отвечают европейские гаранты соглашения с оппозициейОдна минута на обсуждение...ещё
Основатели
да лана. С прошлым авианосцем сплошные косяки.
Последние комментарии