Голый Малевич в черном квадрате. Современное искусство между рентгеном и половой тряпкой

Голый Малевич в черном квадрате. Современное искусство между рентгеном и половой тряпкой Фото: Reuters

Современное искусство понесло тяжелую утрату – культовая картинка «Черный квадрат» кисти художника Казимира Малевича оказалась-таки не просто халтурой (это бы еще ничего…), но и – о ужас! – плагиатом. Последнее обстоятельство умиляет особо – вроде бы уж настолько этот квадрат примитивен, что трудно даже себе представить с чего его можно было бы содрать. Неужели из учебника по геометрии для 2-го класса витебской гимназии? Так ведь нет – знаменитый квадрат на самом деле не вполне квадрат: стороны у него не совсем равные. Так что тогда?

А вот что… Коль скоро пресловутый «Черный квадрат» числится среди искусствоведов шедевром, то и относиться к нему следует как к шедевру. А то понапридумывали, понимаешь, анекдотов на тему «17 раз злоумышленники ночью воровали картину и 17 раз сторож Кузьмич к утру восстанавливал шедевр». Нет, тут надо все по науке – чтоб под микроскопом, да рентгеном. Ну и посмотрели шедевр на просвет… И что обнаружили?

Да то же самое, что и под микроскопом – в микротрещинах черной краски просвечивали другие цвета. Которые при рентгеновском просвечивании сложились в какие-то фигуры (тоже, впрочем, вполне бессмысленные). Но это не главное! Главное в том, что под ними разглядели еще и надпись «Битва н***ов в пещере ночью».

По этому поводу сотрудница Третьяковки Екатерина Воронина глубокомысленно изрекла:

«У Малевича сложный запутанный почерк и некоторые буквы пишутся одинаково: «н», «п», и даже «и» в некоторых текстах очень близки по написанию. Мы работаем над вторым словом. Но то, что первое слово «Битва», вы все можете увидеть, убедившись в этом в экспозиции».

Мама дорогая! Чего над этим словом работать? Все ж и так ясно: «великий» Малевич просто тупо повторил «концепцию» другого художника – Альфонса Алле, который в 1882 году создал целую серию «картин» без каких либо признаков изображения, но зато с подписями. Так, например, совершенно черное полотно именовалось «Битва негров в темной пещере глубокой ночью», совершенно белое – «Первое причастие холодных девушек девушек-девственниц на снегу», совершенно красное – «Уборка помидоров на берегах Красного моря апоплексическими кардиналами»… ну и так далее.

Впрочем, французу Алле простительно – он просто и честно валял дурака и отнюдь не пытался (в отличие от Малевича) выдать свои «картины» за продукт некоего творческого озарения. Поэтому и классический возглас: «А король-то голый!» к Альфонсу Алле относиться не может. А вот к Казимиру Малевичу – очень даже. Тем более, что сотворил он не только «Черный квадрат» (этих квадратов, кстати только в России имеется три штуки), но и белый, и красный…

Собственно, коллеги-художники так и говорят… только очень витиевато: «Нам показалось, что было бы уместно в год 100-летия «Черного квадрата» подвести черту под его прессингом... Короче говоря, мы захотели избавиться от его влияния», – так пояснил куратор выставки, посвященной 100-летию «шедевра» Иван Колесников.

Вопрос остается только один – а что, неужто от «обаяния» откровенной халтуры избавиться так трудно? Или трудности избавления касаются касаются только творческих натур, а люди попроще воспринимают такого рода артефакты гораздо адекватнее – и действуют соответственно.

Причем разного цвета квадратам и параллелепипедам в этом отношении еще повезло – они хотя бы висят на стенах музеев и галерей и «защищены» хотя бы рамками.

А вот с новомодными «инсталляциями» всё гораздо сложнее – они то и дело становятся жертвами… музейных уборщиц.

Самый свежий (но далеко не единственный) пример такого рода – недавний скандал в итальянском городке Больцано, где уборщица музея, увидев инсталляцию "Где мы будем танцевать сегодня вечером?", (представляющую собой разбросанные по полу бутылки из-под шампанского, окурки и конфетти), приняла шедевр за последствия корпоративной пьянки. И, соответственно, выбросила всё это воплощение художественного замысла на помойку.

Чем, надо полагать, сильно огорчила «творца»… не успевшего застраховать свое творение. Впрочем, это он сам виноват – другие креаклы оказались проворнее: самый-самый веселый случай произошел в 2011 году, когда страховой компании пришлось выплатить аж 800 тысяч (!) евро за погубленный другой уборщицей «шедевр» под названием "Когда начинает капать с потолка". Творение представляло собой таз, содержащий осадок от капавшей с потолка воды… а уборщица его тщательно вытерла – и всё. Хана шедевру. А вы говорите – Малевич-то того… да ему повезло, могли бы во время революции и того… ссаной тряпкой.

Вот такая беда с современным искусством, однако: убережешь шедевр от эстетически безграмотных пролетариев, так непременно найдется на него интеллектуал с рентгеном и микроскопом.

А результат будет всё равно тот же…

Читать источник >> 21:21 25.11.2016

0 комментариев
Войдите, чтобы оставить комментарий. Простая в два клика.
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О MEDIA REPOST
MEDIA REPOST ВОССТАНОВЛЕН ПОСЛЕ СБОЯ
Подробности смотрите здесь
Сирия. Боевые действия ОНЛАЙН
Сводка военных событий в Сирии. Пост обновляется.
Установить виджет online-ленты на свой сайт
Новороссия. Боевые действия ОНЛАЙН
Сводка военных событий в Новороссии (ЛНР и ДНР). Пост обновляется.
Установить виджет online-ленты на свой сайт
OMEGA Technologies
OMEGA Technologies - Высокоинтеллектуальные интернет-системы управления бизнесом
OMEGA Technologies - Высокоинтеллектуальные интернет-системы управления бизнесом
ПАРТНЕР MEDIA REPOST
Мнения сообщества
Граждане
если переходят неоднократно, значит не такие уж и рамки...
Граждане
Ой, да ладно - не смогут, полный бред. Просто по условиям контрактов пуско-наладка осуществлялась именно Сименсом. В России хватает специалистов. "..ни одна российская компания до сих пор не смогла установить турбины Siemens без помощи производителя."© - три раза ха )))ещё
Граждане
У нас ситуация если не такая, то очень близкая. Для любой мелочи надо проект, иногда, дизайн, экспертизу безопасности, сертификаты на материалы и т.п. Всё это не мешает сооружениям падать. Да и не выгодно чиновникам реализовывать малобюджетные проекты.ещё
Иммигранты
Вы абсолютно правы сударь! Жириновский недавно, на одном из телешоу, заявил, что её и не будет вовсе... Она распадется на части, которые будут присоеденены к разным государствам и будет образовано новое - Галиция, со столицей во Львове и численностью населения 7-8 миллионов. Думаю, что это то что надо!ещё
Граждане
""Рыночность" же любых преобразований прежде всего предполагает извлечение прибыли — лучше всего максимальной — самими субъектами рынка. И как раз с "качественным улучшением бытовых условий для граждан" необходимость "зарабатывать максимальную прибыль" и вступает в непреодолимое противоречие."В точку. Остальное - от лукавого.ещё
Основатели
Бряцанье оружием как раз и пошло, что усилия дипломатов не впечатлили. И то, что несколько датчан "отложили бинокли и побежали писать о беспрецедентной угрозе, надвигающейся на «весь цивилизованный мир»" из-за того, что увидели 3 китайских корабля на Балтике - это как раз и есть шапкозакидательство. Хоть тысячу раз повтори - "нисколько". У событий есть своя логика, и она будет отыгрываться, пока событие не совершится. Покраска мостов и скамеек в синий и желтый так же слабо влияет на эту логику, как и камлание в интернет-статьях, и комменты к ним. События притягивают нужных людей, отталкивают ненужных, а безразличных используют как массовку.ещё
Граждане
Хотел примерно то же написать, а уже .
Граждане
У меня есть большое подозрение, что ужасы "Сталинских репрессий" сильно преувеличены. Всех громче о них кричали люди, которые также рассказывали о богатой и беззаботной жизни при капитализме, о приоритете прав человека (который вылился в приоритет прав сексменьшинств). Т.е. в других вопросах они нагло обманули, почему бы и про Сталина им не обмануть?ещё
Последние комментарии