08.10.2016 21:45 Главная

Перспективная восьмерка: появятся ли в России «Лидеры»

Перспективная восьмерка: появятся ли в России «Лидеры» Перспективная восьмерка: появятся ли в России «Лидеры»

Нужны ли «Лидеры» флоту?

Обозреватель Lenta.ru Илья Крамник считает, что нашей стране необходимо иметь Военно-морской флот, способный действовать, в том числе, и вдали от собственного побережья, что подразумевает наличие крупных кораблей. «Исторически мы такие корабли строили. Это ракетные крейсера, которые создавались для уничтожения, в частности авианосцев, а также подлодок противника и могли отражать серьезные атаки авиации. „Лидеры“, которые планируют строить сейчас, по факту тоже будут ракетными крейсерами. Сами кораблестроители пока его точно не классифицируют. В прессе говорят то об атомном эсминце, то о ракетном крейсере. В целом же это будет боевой корабль океанской зоны с многофункциональным вооружением. Эффективно действовать против „берега“ новым кораблям позволят крылатые ракеты большой дальности „Калибр“ — те самые, которые мы уже видели в действии в Сирии», — напомнил эксперт.

С военным обозревателем Lenta.ru согласен и независимый эксперт Прохор Тебин: «На сегодняшний день, если сравнивать по классу с проектируемым „Лидером“, то подобных кораблей у нас четыре: три крейсера проекта 1164 и один проекта 1144 („Петр Великий“). Сразу оговорюсь, что это не полностью идентичные корабли — разные поколения, технологии, — а „одноклассники“, находящиеся в одном сопоставимом классе». Эксперт также обратил внимание на проблемы, которые возникли у российского военного флота в связи с недостаточным количеством кораблей во время сирийской кампании: «У нас есть два океанских флота. В ходе операции в Сирии сначала крейсер „Москва“, а потом крейсер „Варяг“ выполняли функции флагманов Средиземноморской группировки, третий крейсер этого проекта «Маршал Устинов», а также «Петр Великий» находились в ремонте. То есть, соответственно, два корабля в ремонте, два корабля в Сирии — и в итоге кораблей такого класса для других задач, в частности, для действий вблизи наших собственных границ, для боевой подготовки уже не остается».

По мнению Ильи Крамника, новые «Лидеры» заменят эсминцы проекта 956, которые должны быть списаны в течение ближайших 5–10 лет, и частично большие противолодочные корабли проекта 1155. «Основу нашего флота океанской зоны должны составить эти восемь „Лидеров“ и модернизированные советские корабли. Первым из этих модернизированных кораблей будет „Адмирал Нахимов“, который, как нам известно, сейчас ремонтируется на „Севмаше“», — заметил эксперт.

Перспективная восьмерка: появятся ли в России «Лидеры»АРКР «Адмирал Нахимов» в сухом доке «Севмаша». Фото: Олег Кулешов

Прохор Тебин тоже оценил возможности появления у России полноценного океанского флота в случае реализации программы «Лидер». По мнению Тебина, нашей стране будет не хватать только нового авианосца и универсального десантного корабля: «В целом, даже без авианосца и УДК, учитывая атомный подводный флот и будущие эсминцы, а также корабли остальных классов, это будет достаточно сбалансированный, с определенными оговорками, океанский флот, который сможет решать значительное число задач».

Сколько кораблей строить?

Судя по последним сообщениям в прессе, планируется построить восемь кораблей проекта. С точки зрения Прохора Тебина, такое количество эсминцев является минимально приемлемым: «Если прикинуть „на пальцах“, что, например, нужны: один корабль для дальнего похода, в Средиземное море, минимум один корабль для нахождения у своих берегов, один корабль на боевой подготовке для тренировки экипажа, и один стоит в ремонте — то на два флота это, соответственно, и получается восемь кораблей. Таким образом, это минимально приемлемый, „комфортный“ уровень, с которым можно работать. Другой вопрос, насколько всё получится построить. Но будем надеяться на лучшее».

Что с энергоустановкой?

«Проблем с двигателем у новых кораблей быть не должно, — утверждает Илья Крамник, — ведь „Лидер“ задумывается как атомный крейсер, а у нас есть готовая атомная энергетическая установка для ледоколов РИТМ-200. Она изначально разрабатывалась как универсальная. А значит, на ее основе можно создать силовую установку для боевых кораблей. При этом, теоретически, в зависимости от того, что решит флот, можно будет заказать и установку авианосца. Так что с атомными энергетическими двигателями у нас в стране проще, чем с газотурбинными. Все необходимые предприятия и разработчики находятся у нас, в России. С газовыми турбинами дела обстоят сложнее по известным причинам, но хочется надеяться, что все-таки наши смогут выдать установки для кораблей класса „фрегат“.

Также эксперт отметил, что с системой вооружения у проекта проблем возникнуть не должно: „она уже отработана и зарекомендовала себя“. Система ПВО будет отрабатываться сейчас на фрегате нового поколения „Адмирал Горшков“ и на однотипных кораблях этой серии. Будем надеяться, к моменту закладки „Лидера“ — а это, я думаю, будет году в восемнадцатом, не раньше — мы уже будем иметь полный серийный набор вооружения, которое должно на него ставиться».

Перспективная восьмерка: появятся ли в России «Лидеры»Модель перспективного эсминца, выставка «Армия-2015». Фото: flateric

Не поменяются ли сроки?

Эксперты по-разному оценили заявленные в недавних сообщениях сроки сдачи проекта и постройки кораблей. Напомним, первый «Лидер» планируется заложить уже в 2018 году. «Когда речь идет о таком большом, сложном корабле, которым, в данном случае, является эсминец — по сути, по своему технологическому уровню и размеру, крейсер нового поколения, — то сроки обычно всегда смещаются, — заметил Прохор Тебин. — Это происходит везде — и в России, и в США: достаточно посмотреть на новый американский авианосец, сроки постройки которого постоянно сдвигаются. В этом не то чтобы нет ничего страшного, это, скорее, естественная часть жизни. Я думаю, что сроки особо смещаться не будут, но если вдруг — чем меньше, тем лучше».

Илья Крамник в вопросе о сроках постройки обратил внимание на проблемы в отрасли в целом: «К сожалению, наша строительная промышленность находится не в лучшем состоянии. Все будет зависеть от того, кто именно получит соответствующий заказ и как он будет финансироваться. Я надеюсь, что если мы вообще начнем реализовывать этот заказ, то будем к моменту закладки первого корабля в состоянии реально оценить риски, чтобы не получилось ситуации, когда корабль задерживают на 10–11 лет. Если наша промышленность за это время будет приведена в порядок, то построить корабль с момента выгрузки на стапель первых листов метала до его сдачи флоту можно будет за 7–8 лет. Это что касается головного. Серийные — 4–5 лет». Военный обозреватель Lenta.ru подчеркнул, что вопрос финансирования упирается не только в выделенные конкретно на эти корабли деньги, но и в финансирование модернизации отрасли.

Есть ли деньги на строительство?

Тему финансирования проекта оба эксперта прокомментировали очень осторожно: «Все будет зависеть от разных показателей: с учетом исследовательских работ или без них, с учетом эксплуатации или без нее, и так далее», — заметил Прохор Тебин. «Инженерно, технически, экономически этот проект абсолютно реален. Но нужно понимать специфику нашей страны: с одной стороны, флот нам нужен, с другой — периодически возникают ситуации, когда он отодвигается на второй план» — подытожил Илья Крамник.

Перспективная восьмерка: появятся ли в России «Лидеры»Мачты с оборудованием на модели перспективного эсминца, выставка «Армия-2015». Фото: flateric

Для справки:

Перспективный проект боевого надводного корабля океанской зоны «Лидер» является одной из флагманских разработок ВМФ России. Впервые информация о планах по созданию такого корабля появилась летом 2009 года. Точные технические параметры «Лидера» не разглашаются. Предположительно, он может получить от двух до четырех пусковых установок «Калибр-НК» и «Оникс» дальностью действия более 300 километров для ПКР, и более 2500 — для крылатых ракет большой дальности; корабельный вариант комплекса С-500 с двумя пусковыми установками; две вертикальные пусковые установки комплекса «Полимент-Редут». Эсминцы могут оснастить корабельной версией ЗРПК «Панцирь-М» и универсальными артиллерийскими установками А-192 калибра 130 мм. Корабль также получит 324-мм торпедные аппараты противолодочного комплекса «Пакет-НК». Кроме того, на «Лидере» разместят посадочную площадку с ангаром для двух палубных вертолетов типа-Ка-27 или его преемника. В целом корабль будет выполнен по технологии «стелс»: с минимумом выступающих элементов корпуса и надстроек, убранным внутрь вооружением. Такие эсминцы должны прийти на смену кораблям проектов 956 и 1155. Головной «Лидер» ВМФ может получить уже в начале 2020-х годов.

Читать оригинал >> 21:45 08.10.2016

0 комментариев
ВНИМАНИЕ! Начался ЗБТ (Закрытый Бета-Тест) аккаунтов! Подробности смотрите здесь
Войдите, чтобы оставить комментарий. Нет регистрации?
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!
Получи аккаунт с доступом к ЗБТ бесплатно до 31 декабря! Подробности здесь
Новости MEDIA REPOST v2.0
Подробности смотрите здесь
Военные хроники (Сирия ON-LINE)
Сводка военных событий в Сирии. Пост обновляется.
Установить виджет online-ленты на свой сайт
Военные хроники (Новороссия ON-LINE)
Сводка военных событий в Новороссии (ЛНР и ДНР). Пост обновляется.
Установить виджет online-ленты на свой сайт
Мнения сообщества
Основатели
определенно режет глаз гос. символика: "бЛя"
Последние комментарии