"Достать ребенка было морально тяжело": Моцарь о спасательной операции на "Булгарии"

Трагедия с затонувшей "Булгарией" стоит особняком от остальных происшествий, в первую очередь из-за погибших детей, заявил в интервью Nation News начальник поисково-спасательной службы Самарской области Олег Моцарь.

10 июля исполняется девять лет с момента кораблекрушения пассажирского теплохода "Булгария". Трагедия произошла в Куйбышевском водохранилище возле села Сюкеево Республики Татарстан. Одной из причин называются незакрытые иллюминаторы, через которые попала вода. В этот момент судно совершало поворот и имело естественный крен – иллюминаторы оказались на уровне воды. Погибли 122 человека.

Принимавший участие в спасательной операции Олег Моцарь рассказал Nation News, что к трагедии привел низкий уровень дисциплины команды и нарушение капитаном правил эксплуатации судна.

"Я увидел открытые иллюминаторы, узнал, что "Булгария" имела крен, так как один из двигателей теплохода не работал. Соответственно, выработка топлива шла неравномерно. Ситуацию усугубил шторм с грозой. Все иллюминаторы были открыты за исключением двух или трех. Во время движения иллюминаторы каюты экипажа должны были быть закрыты. Но из-за низкого уровня дисциплины команды это правило было нарушено, что привело к трагедии", — отмечает наш собеседник.

Моцарь отметил, что это была не первая его спасательная операция. Впервые на задание он отправился в 1997 году, когда в Пермском крае от взрыва газа рухнул четырехэтажный дом. Однако с психологической точки зрения "Булгария" стоит особняком от остальных происшествий.

"Сложно было найти детей. Думал, лучше кому-нибудь другому достанется эта работа, а не мне. Достать ребенка — морально тяжело. Приходилось за смену по четыре-пять раз уходить под воду. Внутри судна была абсолютная темнота, бардак из вещей, что в один момент помешало мне нормально выйти на поверхность, когда уже заканчивался воздух. Заклинило дверь".

Моцарь услышал о ЧП по радио. Изначально говорилось об одном погибшем и около 150 пропавших без вести. Стало понятно, что, скорее всего, их уже не было в живых. Затем последовал звонок из регионального управления МЧС. Необходимо было найти водолазов, которые имели опыт работы на водоемах до 60 метров глубиной.

"Меня еще это удивило – на Волге же таких глубин не бывает. В начале имело место не совсем точное владение ситуацией. Был выходной день, мы собрались на службе и ждали разрешения на выезд. Решение принимало правительство Самарской области", — резюмировал он.

На борту "Булгарии" находилось более 200 человек, но лишь 79 из них удалось спасти. За крушением теплохода последовало возбуждение нескольких уголовных дел, а также массовые проверки в речной отрасли страны. В частности, под стражу были помещены некоторые члены экипажа. Им вменялось нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта.

Примечательно, что распространением билетов на круиз для разных туроператоров в последние годы занималась казанская фирма "ИнтурВолга". Пассажиры не страховались, в том числе и на роковой рейс, но входили в программу обязательного страхования. Сама "Булгария" не была застрахована. До крушения судно ходило по водоемам и крупным озерам бассейна Волги, выполняла довольно длительные туристические рейсы.

Автор: Наталья Смоленская

0 комментариев
Войдите, чтобы оставить комментарий. Простая в два клика.
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!