Обзор 27-дюймового игрового монитора Dell S2716DG: удавшийся эксперимент

⇡#Методика тестирования

Монитор Dell S2716DG был протестирован по обновлённой методике при помощи колориметра X-Rite i1 Display Pro в сочетании с референсным спектрофотометром X-Rite i1 Pro, программного комплекса Argyll CMS c графическим интерфейсом dispcalGUI и программой HCFR Colormeter. Все операции осуществлялись в Windows 8.1, во время тестирования частота обновления экрана составляла 120 Гц.

В соответствии с методикой мы измерим следующие параметры монитора:

яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности при мощности подсветки от 0 до 100 % с шагом 10 %; цветовой охват; цветовую температуру; гамма-кривые трёх основных цветов RGB; гамма-кривую серого цвета; отклонения цветопередачи DeltaE (по стандарту CIEDE1994); равномерность подсветки, равномерность цветовой температуры (в кельвинах и единицах отклонения DeltaE) при яркости в центральной точке 100 кд/м2.

Все описанные выше измерения проводились до и после калибровки. Во время тестов мы измеряем основные профили монитора: выставленный по умолчанию, sRGB (если доступен) и Adobe RGB (если доступен). Калибровка проводится в профиле, выставленном по умолчанию, за исключением особых случаев, о которых будет сказано дополнительно. Для мониторов с расширенным цветовым охватом мы выбираем режим аппаратной эмуляции sRGB, если он доступен. Перед началом всех тестов монитор прогревается в течение 3-4 часов, а все его настройки сбрасываются до заводских.

Также мы продолжим нашу старую практику публикации профилей калибровки для протестированных нами мониторов в конце статьи. При этом тестовая лаборатория 3DNews предупреждает, что такой профиль не сможет на 100% исправить недостатки конкретно вашего монитора. Дело в том, что все мониторы (даже в рамках одной модели) обязательно будут отличаться друг от друга небольшими погрешностями цветопередачи. Изготовить две одинаковые матрицы невозможно физически, поэтому для любой серьёзной калибровки монитора необходим колориметр или спектрофотометр. Но и «универсальный» профиль, созданный для конкретного экземпляра, в целом может поправить ситуацию и у других устройств той же модели, особенно в случае дешёвых дисплеев с ярко выраженными дефектами цветопередачи.

⇡#Рабочие параметры

В мониторе Dell S2716DG производитель использует четыре предустановленных режима. При тестировании монитора мы использовали интерфейс Display Port 1.2 как наиболее беспроблемный и максимально раскрывающий все возможности модели.

По умолчанию настройки основных параметров выглядят следующим образом:

режим – стандарт; яркость – 75; контрастность – 75; гамма – 2,2; время отклика – нормальный; ULMB – выкл.

В ходе ручной настройки (100 кд/м2 и 6500 К) параметры приняли следующий вид:

режим – пользователь; яркость – 22; контрастность – 70; RGB – 98/100/95; гамма – 2,2; время отклика – нормальный; ULMB – выкл.

Значение параметра «контрастность» было снижено на 5 % из-за положительного влияния на гамма-кривые и упрощения настройки RGB. Основные изменения произошли после снижения яркости подсветки и правок значений усиления цветовых каналов в разделе/режиме Custom Color.

⇡#Яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности

Проверка осуществлялась в режиме Standard при настройках по умолчанию.

Яркость в меню (%)Яркость белого (кд/м2)Яркость чёрного (кд/м2)Статическая контрастность (x:1)
100 348 0,362 961
90 310 0,322 963
80 274 0,284 965
70 241 0,251 960
60 215 0,224 960
50 188 0,196 959
40 159 0,166 958
30 130 0,136 956
20 100 0,105 952
10 68 0,072 944
0 40 0,042 952

Максимальная яркость оказалась на уровне 348 кд/м2, а нижнее значение составило 40 кд/м2. Коэффициент контрастности – 960:1 в среднем, что является нормой для современных TN+Film-панелей.

Полученный диапазон изменения яркости подсветки оптимален для работы — его будет достаточно для большинства задач в различных условиях освещения. Проблем с подбором яркости у конечного потребителя не возникнет.

⇡#Результаты при стандартных настройках

Треугольник цветового охвата монитора Dell S2716DG заметно сдвинут относительно стандарта sRGB. Опорные точки расположены таким образом, что недостаток чистых насыщенных оттенков может ощущаться при работе с синим, бирюзовым и зелёным цветами. Средством же избавления от оттенков, выходящих за пределы треугольника, является использование ICM/ICC-профилей и программных продуктов с поддержкой системы управления цветом (CMS).

При заводских настройках цветовой охват монитора соответствует sRGBна 91,5 % и AdobeRGB на 67,3 %. Результат хороший, но не более того. Да и изначально ожидать от игрового TN+Film-дисплея качественной цветопередачи было бы странно.

Точка белого настроена плохо, отмечается уход в холодную зону, хотя и без присутствия паразитных оттенков. Стабильность цветовой температуры средняя, значения увеличиваются по мере перехода к тёмным оттенкам серого.

При оценке гамма-кривых в первую очередь обращаешь внимание на то, что они в целом приподняты над референсом. Налицо дисбаланс между каналами. Всё это приводит как к недостаточно высокому визуальному контрасту, так и в целом к ошибкам цветопередачи.

Среднее отклонение цветопередачи монитора – 3,65 единицы DeltaE94, максимальное – 8,63. Совершенно очевидно, что заводская настройка выполнена плохо. В основном сказываются отклонения цветового охвата от стандарта sRGB. Без цветового профиля даже думать о работе с цветом (которой вы вряд ли будете заниматься на S2716DG) не стоит.

⇡#Результаты после настройки и калибровки

Произведённые процедуры помогли избавить героя обзора от нескольких проблем.

Цветовой охват дисплея, по данным Argyll CMS, увеличился до 92,4 % sRGB и 68,1 % AdobeRGB, однако заметить на глаз это очень сложно. Результат так и остался на среднем уровне.

Точка белого и все оттенки серого переместились в область с максимальными отклонениями DeltaE<3. Общая стабильность ЦТ могла бы увеличиться, но значения Gray 25 и 30 % этому помешали.

Достаточно серьёзные правки в LUT позволили добиться идеальных гамма-кривых, но без негативных последствий обойтись не вышло, что не удивительно. Об этом поговорим в разделе «Качество градиентов и скорость отклика».

Отклонения цветопередачи, выраженные в единицах DeltaE94, снизились до уровня 0,83 в среднем и 2,42 в максимуме. Качество цветопередачи стало хорошим, но, зная особенности TN+Film, мы сомневаемся, что это сыграет большую роль при оценке монитора. Ведь главное в S2716DG и ему подобных — скорость.

⇡#Результаты в режиме ULMB

С режимом работы подсветки ULMB у Dell S2716DG не наблюдается никаких проблем. Среди нормальных особенностей: резкое снижение яркости (в 2,5-3 раза) и повышенная нагрузка на зрение вследствие основного принципа работы технологии, — непрерывного моргания дисплея (низкочастотный ШИМ с высокой скважностью).

При его включении цветовой охват дисплея, по данным Argyll CMS, снижается до 91 % sRGB и 67,1 % AdobeRGB. Разница в сравнении со стандартным режимом минимальна.

Точка белого настроена плохо, отклонений по оси Y больше, чем в Standard Mode. Стабильностью цветовая температура оттенков серого не отличается, что хорошо заметно по взлётам и падениям на одной из диаграмм выше.

Между тем точность установки гамма-кривых выше, чем без ULMB. На этот раз общая контрастность картинки выше, чем должна быть по стандарту.

Среднее отклонение цветопередачи в 3,03 единицы DeltaE94 говорит нам о том, что картинка в ULMB Mode могла бы выглядеть лучше, чем в Standard. Однако максимальное в 10,06 сразу меняет положение дел. В целом оба режима примерно похожи друг на друга.

⇡#Равномерность подсветки

Равномерность подсветки дисплея проверялась после снижения яркости в центральной точке монитора до уровня 100 кд/м2 и цветовой температуры в ~6500 кельвин.

Первая картинка демонстрирует фотографию белого поля при определённой экспопоправке в ходе съёмки (в темноте) и дальнейшей программной обработки для более наглядного представления равномерности подсветки.

Среднее отклонение от центральной точки составило 5,7 %, максимальное не превысило 20 %. Для монитора с такой диагональю и TN+Film-матрицей это очень хороший результат. Основные проблемы наблюдаются исключительно в нижней части панели, и при большом желании их можно заметить при работе за монитором.

Радует монитор и равномерностью цветовой температуры. Среднее отклонение – 1,4 %, максимальное – 4,4 %. Разброс значений составил 350 кельвин. Общий результат – выше среднего, а для игрового монитора и вовсе высокий.

Диаграмма поверхности с отклонениями цветовой температуры, выраженными в единицах DeltaE, позволяет выявить области с наибольшими проблемами. Таковых у монитора три: два верхних угла и центр нижней части. Именно там получены максимальные отклонения от референса в 6500 К — 4-5,1 единицы DeltaE. В остальных частях матрицы всё прекрасно.

А вот равномерностью подсветки на чёрном поле монитор Dell S2716DG нас сильно разочаровал. Сразу обращают на себя внимание светлые полосы по периметру матрицы. Подобное часто можно увидеть именно у мониторов с панелями TN+Film. А для игровых моделей мониторов на их основе это и вовсе одна из глобальных проблем.

Кроме того, хорошо видны засветки с грязно-жёлтым и зелёным паразитными оттенками по обе стороны матрицы. Сильно высветлены только два нижних угла. Глубина чёрного ощутимо «плавает». Плачевная картина…

⇡#Качество градиентов и скорость отклика

Использование 8-битной (вероятно, с применением FRC-метода) TN+Film-матрицы не помогло монитору Dell S2716DG продемонстрировать высокие по качеству градиентные заливки. При настройках по умолчанию и после ручных правок видны зоны с паразитным грязно-жёлтым оттенком в области 0-30% и несколько грубых переходов между крайними тёмными оттенками.

В дальнейшем проведённая калибровка из-за серьёзных правок в LUT приводит к появлению множества резких переходов в области 0-20 %, ещё 5-6 заметных переходов, но без паразитных оттенков, есть/возникает в диапазоне 20-60 %. Результат не самый плохой, но радости однозначно не доставляет.

А вот со скоростью у S2716DG проблем нет вовсе. Безусловно, скорость отклика матрицы очень высокая (немного выше, чем у игровых IPS-решений), но в основном это достигается за счёт высокой частоты вертикальной развёртки по сравнению со стандартными для 99 % моделей 60 Гц. Ощутить же разницу между 120 и 144 Гц довольно проблематично.

Для простых действий в среде Windows 120 кадров в секунду более чем достаточно, а в современных играх получить стабильный уровень FPS хотя бы в 100 кадров – не просто и ох как недёшево. Да и режим ULMB работает только при частоте 120 Гц и ниже.

Качество заводского разгона OverDrive мы можем оценить как очень высокое. Видимые артефакты при реальной работе за монитором отсутствуют (хотя на тестовых картинках их можно увидеть). Смысла в переключении OD в положение Fast мы не видим. Достаточно посмотреть на количество и силу появляющихся артефактов, чтобы сделать точно такой же вывод.

Активация режима работы подсветки ULMB приводит к иному визуальному восприятию происходящего на экране (исключительно при пролистывании, какой-то анимации и прочих действиях). Ощущения такие, как будто работаешь за CRT-дисплеем, но заметить артефакты в этом случае проще, чем при обычной работе подсветки.

Увеличить плавность в играх поможет поддерживаемая технология адаптивной синхронизации G-Sync, работающая во всём возможном рабочем диапазоне частот, но только при выключенном режиме ULMB. Отдельно напомним, что для активации G-Sync вы должны использовать видеокарту от NVIDIA.

⇡#Углы обзора и Glow-эффект

Углы обзора – одна из основных проблем TN+Film-дисплеев, и Dell S2716DG не является исключением, несмотря на относительную новизну матрицы и её повышенное разрешение. Стабильность картинки при изменении положения пользователя низкая, хорошо заметен цветовой сдвиг (появление и/или изменение того или иного оттенка в определённой части экрана). В некоторых случаях (работа с таблицами и документами) хорошо видны различия между нижней и верхней частями экрана, и сказывается тут вовсе не равномерность подсветки, а низкие углы обзора.

Горизонтальные углы обзора лучше вертикальных, но сильно хуже, чем у современных *VA- и IPS-решений. Цветовой сдвиг проявляет себя при изменении угла просмотра на 10-15 градусов и более, быстро падает контрастность и насыщенность картинки. При изменении угла просмотра в вертикальной плоскости (то есть при просмотре сверху или снизу) картинка меняется ещё сильнее и быстрее, вплоть до инвертирования цветов.

Всё это — не такая уж и проблема, если для покупателя важна исключительно скорость матрицы или если до сих пор он не работал за мониторами с другими типами матриц. Но, с точки зрения автора обзора, из-за этих особенностей TN+Film-панели пользоваться монитором не слишком комфортно.

Glow-эффект ярко выражен как на цветных изображениях, так и на чёрном поле. Хотя многие покупатели почему-то думают, что он присущ исключительно IPS-матрицам.

В зависимости от положения пользователя перед экраном с чёрной заливкой паразитный оттенок и степень его проявления сильно варьируются, как и зона его возникновения. Дополнительно становится заметна и неоднородность поля (различные полосы).

На цветных изображениях Glow тоже присутствует, но проявляется в значительно меньшей степени.

⇡#Кристаллический эффект, Cross-hatching, ШИМ

В мониторе Dell S2716DG используется матовая (антибликовая) пленка поверх защитного пластикового слоя.

Из-за этого кристаллический эффект для большинства потребителей отлично различим. При изменении угла просмотра (исключительно при взгляде сверху или снизу) степень его заметности усиливается. От эффекта Cross Hatching монитор Dell S2716DG избавлен.

По заявлениям производителя, дисплей обладает Flicker-Free-подсветкой, что было подтверждено в ходе наших тестов. При любом уровне яркости ШИ-модуляция не используется либо её частота составляет несколько килогерц или даже десятки килогерц. За свои глаза потенциальные покупатели могут быть спокойны, но только при соблюдении других простых правил: установка оптимальной яркости экрана, правильно подобранное расстояние до монитора, перерывы в работе и так далее.

Активирование режима ULMB приводит к изменению ситуации. Из-за принципа работы технологии без мерцающей подсветки здесь не обойтись. Так оно и есть: установив частоту вертикальной развёртки в 120 Гц, в ходе измерений мы получили мерцание подсветки экрана на точно такой же частоте в 120 Гц. Нагрузка на глаза существенно выше, чем без ULMB, но и визуальное восприятие движущихся объектов на экране (даже при обычном пролистывании интернет-страниц и рабочих документов) совсем иное.

⇡#Выводы

Достаточно тяжело адекватно оценивать игровые TN+Film-дисплеи, когда вокруг определённый контингент людей только и делает, что их расхваливает, а ты сам успел поработать продолжительное время (как минимум по 2-3 дня или не менее 20 рабочих часов) за 300+ моделями самых разных классов и видишь лишь одно достоинство TN+Film – скорость матрицы.

Когда-то это достоинство было уникальным. Но уже почти год оно таковым не является, ведь в продаже ещё с лета 2015 года присутствуют IPS-type-мониторы с частотой вертикальной развёртки в те же 144 Гц, поддержкой NVIDIA G-Sync (или AMD Free-Sync в других версиях), режимом ULMB и другими достоинствами. Такие мониторы могут порадовать вас не только в играх, но и во всех остальных сферах их применения, где недостатки TN+Film, наоборот, вылезут наружу. Конечно, их стоимость несколько выше, чем у схожих TN+Film-моделей, но монитор обычно покупается на многие годы. Это не видеокарта, не жёсткий диск, не ноутбук, планшет или смартфон.

Что касается непосредственно монитора Dell S2716DG, то это «твердый середнячок». Американская компания уверенно вышла в новый для себя сегмент, представив публике монитор без серьёзных недостатков, касающихся непосредственно самой матрицы. Если вас интересует именно 27-дюймовый игровой дисплей с WQHD TN+Film-матрицей, то, безусловно, это оптимальный выбор по состоянию на апрель 2016 года. А тем, кто не готов жертвовать качеством картинки ради высокой скорости, советуем обратить внимание на IPS-type-дисплеи. У Dell пока таких нет, но, думается, они уже не за горами. И будем надеяться, что ценовая политика, как в случае с S2716DG, тоже не подведёт.

С файлового сервера 3DNews.ru можно скачать цветовой профиль для этого монитора, который мы получили после ручной настройки и калибровки.

Достоинства:

обновлённый строгий дизайн (для игрового монитора такого уровня – удивительный); используется «безрамочная» матрица с минимальными внутренними рамками; эргономичная подставка и наличие VESA-крепления; USB-хаб с четырьмя портами версии 3.0; поддержка технологий NVIDIA G-Sync и ULMB; очень высокая скорость благодаря поддержке частоты вертикальной развёртки 120-144 Гц + адекватно настроенный разгон OverDrive; широкий диапазон изменения яркости подсветки при неизменном уровне контрастности; W-LED-подсветка без мерцания (Flicker-Free), но исключительно до момента включения ULMB (что является нормой); высокая доступность на рынке и адекватная цена на фоне главного конкурента.

Недостатки:

качество обработки некоторых деталей и общее качество сборки вызывают нарекания (в частности, хромает центровка панели из-за возможности переворота корпуса влево/вправо); плохая заводская настройка; видимый кристаллический эффект из-за использования матовой поверхности матрицы; минусы, свойственные применённому типу матрицы (низкая стабильность картинки, сильный цветовой сдвиг, плохие углы обзора); очень низкая равномерность подсветки на чёрном поле.

← Предыдущая страница

0 комментариев
Войдите, чтобы оставить комментарий. Простая в два клика.
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!