Рассекречены материалы о выходе Алексея Леонова в открытый космос

Ровно 55 лет назад, 18 марта 1965 года, советский летчик-космонавт Алексей Леонов первым в мире совершил выход в открытый космос. Он находился в свободном плавании, удалялся от корабля на расстояние до пяти метров, провел комплекс исследований и наблюдений. Действия Леонова контролировал командир корабля "Восход-2", Павел Беляев.

Это был триумф отечественной космонавтики, которому рукоплескал весь мир. О том, какой колоссальный труд, причем в кратчайшие сроки, пришлось проделать ученым, разработчикам, конструкторам, инженерам и техникам, рассказывают рассекреченные исторические документы, которые посвящены первому выходу в открытый космос. Их впервые опубликовал "Роскосмос".

Среди документов записки руководителей оборонно-промышленного комплекса в ЦК КПСС, протоколы совещаний руководства ОКБ-1, различные отчеты и даже бортовой журнал космического корабля "Восход- 2". На каждом подписи, почти на каждом пометки от руки. И это делает их поистине бесценными.

Так, документ 1964 года, подписанный главным конструктором С.П. Королевым и заместителями главного конструктора Б.Е. Чертоком и П.В. Цыбиным, рассказывает об устройстве и особенности корабля "Восход-2", предназначенного для "экспериментальной проверки конструктивных решений по обеспечению выхода человека из корабля в космическое пространство, отработки космических скафандров, получения экспериментальных данных для проектирования систем, обеспечивающих передвижение и действия человека вне корабля-спутника". Здесь же список основных исполнителей работ по программе.

Записка в адрес ЦК КПСС, подписанная заместителем председателя Совета министров СССР по оборонным отраслям промышленности, председателем комиссии президиума Совета министров СССР по военно-промышленным вопросам Л.В. Смирновым и другими руководителями промышленности, поясняет назначение проекта "Восход" как этапа "отработки ряда элементов и узлов комплекса "Союз" с наименьшими затратами". Судя по этому документу, корабль 3КД (первоначальное наименование "Выход") для выхода человека в открытый космос задумывался и разрабатывался параллельно с первым многоместным кораблем 3КВ ("Восход").

А вот еще один документ, направленный в ЦК КПСС. В нем предлагается осуществить "в августе-сентябре (1964 года) пуск одного или двух кораблей "Восход" с манекенами на борту (подчеркнуто синим карандашом) с целью проверки работоспособности систем и агрегатов корабля и носителя, а в сентябре-октябре (1964 года) пуск пилотируемого корабля "Восход" с тремя космонавтами на борту (подчеркнуто синим карандашом). Экипаж корабля будет состоять из командира корабля, летчика-космонавта, и двух членов экипажа, врача и научного сотрудника".

Безусловно, огромный интерес вызывает бортовой журнал космического корабля "Восход- 2". Ценность, как отмечают специалисты, представляет не только содержание, но и оформление: он написан от руки, карандашом и авторучкой, содержит записи, которые были сделаны Леоновым и Беляевым в полете.

Однако не менее пристальное внимание и к разным отчетам по итогам полета корабля "Восход-2". Скажем, предварительный, но очень подробный технический отчет о функционировании систем космического корабля "Восход-2" в полете 18-19 марта 1965 года, подписанный Королевым 6 июня 1965 года. Или протокол заседания технического руководства по итогам полета космического корабля "Восход-2", где говорится о поиске причин отказа системы ориентации, которые привели к отмене первоначальной программы схода с орбиты и к посадке спускаемого аппарата в нерасчетном районе.

Это и подробный на 41 лист список особенностей работы отдельных систем и механизмов корабля, выявленный по итогам полета, с предложениями по устранению замечаний на следующих изделиях, утвержденный Королевым 8 июля 1965 года. И выписка из отчета экипажа о выполнении полета на космическом корабле-спутнике "Восход-2".

Документ, подписанный 23 апреля 1965 года командиром корабля "Восход-2" Павлом Беляевым и вторым летчиком-космонавтов Алексеем Леоновым, подробно освещает задачи и этапы полета, заостряет внимание на эксперименте по выходу человека в открытое космическое пространство и делает выводы: "космонавт имеет возможность проведения инспекционного контроля монтажных и демонтажных работ, а также проведения осмотра и проверки систем корабля". В отчете даны рекомендации о необходимости дальнейшего повышения удобства работы с аппаратурой на корабле и улучшению подготовки аварийно-спасательных служб по поиску и эвакуации космонавтов в различных климатогеографических зонах.

Автор: Текст: Наталия Ячменникова
0 комментариев
Войдите, чтобы оставить комментарий. Простая в два клика.
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!