Авиагруппа для «непотопляемого авианосца» Крым

Словосочетание «непотопляемый авианосец» употреблялось в отношении столь многих островов (и прочих географических объектов), что вряд ли кто-то сможет их сосчитать. У всех народов они свои: для англичан это средиземноморский остров Мальта, для американцев — бесчисленные атоллы и островки в Тихом океане, завоеванные потом и кровью морской пехоты… Но для нас первая ассоциация всегда будет другой. Крым.

С самого начала Великой Отечественной войны с крымских аэродромов проводились регулярные и чрезвычайно раздражавшие противника (справедливости ради, больше именно раздражавшие, чем разрушительные) авианалеты на нефтепромыслы Румынии в Плоешти. Трепетное отношение к своему единственному надежному источнику нефти вынудило немцев, тратя драгоценные силы, начать наступление в Крыму в месяцы, когда решалась судьба Москвы.

Говоря о перспективах использования Крыма в интересах военной авиации России сегодня, в первую очередь хотелось бы полностью отойти от политической составляющей, которая выходит за границы темы данного материала. Постараемся рассмотреть открывающиеся возможности прагматично, с сугубо практической точки зрения.

Основные задачи для авиации, расположенной на Крымском полуострове, таковы:

обеспечение ПВО Крымского полуострова в целом и военно-морских баз Черноморского флота России в частности; воздушное прикрытие кораблей ЧФ РФ при их действиях в Черном море; самостоятельная борьба с надводными целями в Черном море и наземными целями в регионе; воздушная разведка, в первую очередь, радиоэлектронная.

Разумеется, не стоит забывать о задачах противолодочной обороны (ПЛО), но ее актуальность ввиду ограничений конвенции Монтре, запрещающей вход в Черное море подводных лодок нечерноморских государств, стоит несколько менее остро, чем где-либо еще. Турция, несмотря на участие в Североатлантическом альянсе, всегда относилась к своим обязательствам в целом добросовестно. Однако требующие внимательного наблюдения субмарины есть и у самой Турции, да и «порох стоит держать сухим».

Исходя из вышеперечисленных задач, авиация Крымского полуострова должна быть представлена:

а) современными многофункциональными истребителями (МФИ), способными как обеспечивать противовоздушную оборону и завоевание господства в воздухе, так и наносить удары по наземным/надводным целям. Их количество должно быть соответствующим широкому спектру возлагаемых на них задач.

б) противолодочной авиацией: вертолетами, обеспечивающими ближайший радиус ПЛО объектов ВМФ, и относительно небольшим количеством патрульных самолетов, выполняющих задачи как совместного с кораблями ЧФ РФ поиска подводных лодок на всей акватории Черного моря, так и радиоэлектронной разведки.

в) при необходимости нужно иметь возможность обеспечивать базирование самолетов-разведчиков, в частности, самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛО и У). Однако на постоянной основе это не имеет смысла по причинам, указанным ниже.

Базирование тяжелой авиации не имеет особого смысла, даже на дальнюю перспективу, так как Черное море для нее и так откровенно мало, а представить, чтобы Турция предоставила свое воздушное пространство для полетов российской авиации над Средиземным морем, трудно. Если говорить о теоретически возможном прямом силовом столкновении с Турцией и/или странами НАТО, то размещение такой авиации непосредственно у границы только повышает ее уязвимость.

В данный момент российская авиация на Крымском полуострове представлена, в первую очередь, штурмовой эскадрильей 7057-й авиабазы ВМФ РФ, расположенной на аэродроме Гвардейский и имеющей на вооружении два десятка бомбардировщиков Су-24 и несколько разведчиков Су-24МР. Отдельно стоит отметить, что на вооружении там состоят именно «оригинальные» Су-24, в ВВС РФ уже практически полностью списанные («стандартом» в ВВС являются Су-24М, поступают на вооружение и модернизированные Су-24М2). Это было следствием принципиальной позиции властей Украины, изо всех сил препятствовавших обновлению авиапарка (до 1998 г. на вооружении были истребители-бомбардировщики Су-17М4), — Су-24 было максимумом того, что удалось выторговать. Камнем преткновения (а скорее, юридической зацепкой) было то, что Су-24М в ВВС РФ выполняют роль одного из основных носителей тактического ядерного оружия, что якобы не соответствовало безъядерному статусу Украины.

Теперь ограничения на обновления авиапарка полностью спали и летчики-черноморцы должны получить современную технику, в которой они так нуждаются.

Основным кандидатом на замену Су-24 хотелось бы видеть МФИ Су-30СМ. Самолет массово закупается для ВВС РФ, но и флот в декабре 2013 г. подписал контракт на первые 5 самолетов с поставками в 2015 г. В перспективе планируется закупить до 50 машин. Первые машины, вероятнее всего, пойдут в Ейск, в учебный центр морской авиации, но потом, в 2016–17 гг. стоит надеяться на перевооружение ударной авиации черноморцев. Радиус действия Су-30СМ позволяет действовать на всей акватории Черного моря, а комплекс вооружения — поражать как воздушные, так и наземные/надводные цели.

Кроме авиации ЧФ РФ, очевидно, на Крымском полуострове будут размещены и части ВВС РФ. Для этого там есть и инфраструктура, — в частности, бывший аэродром ВВС Украины Бельбек.

Весьма вероятным будет скорейшее размещение там как минимум одной истребительной эскадрильи для обеспечения ПВО Крыма. Касательно ее технического состава гадать трудно, — это могут быть любые машины. В перспективе там, конечно, хотелось бы видеть современные многоцелевые машины — Су-30СМ, Су-35С. Эту роль также могли бы сыграть модернизированные самолеты семейства МиГ-29, о закупках которых много говорят, но их судьба довольно туманна, — уже много лет сообщается, что они пойдут в войска буквально «вот-вот».

Однако, говоря о МиГах, на ум приходят и куда более амбициозные мысли. По слухам, именно в планируемой к принятию в этом году госпрограмме вооружений на 2016–2025 годы будет принято решение, строить или нет России авианосцы. Вопреки имеющим место заблуждениям, причерноморские государства не имеют ограничений на проход кораблей этого класса через проливы. В случае положительного решения вопроса, если не первый, то второй авианосец должен войти в состав Черноморского флота. И на земле необходимо будет обеспечить возможность базирования его авиагруппы, самолетов МиГ-29К/КУБ (а в более далекой перспективе и ожидаемых палубных модификаций ПАК ФА).

Полезным в деле построения авианосного флота может быть и знаменитый комплекс НИТКА, расположенный в Крыму, неподалеку от города Саки. Несмотря на его плачевное состояние и то, что сейчас практически готов комплекс в Ейске, у крымского комплекса есть и ряд преимуществ, например, катапультный трек.

Задачи ПЛО в Крыму сейчас выполняет 7057-я смешанная авиабаза ЧФ РФ с вертолетами Ка-27. Также там имеется несколько Бе-12. Для обеспечения надежной ПЛО необходимой видится замена последних на Ил-38Н — новой, глубоко модернизированной модификации Ил-38. По заявлению генерального конструктора ОАО «Ил» Виктора Ливанова, до 2020 г. Минобороны планируется передать 28 таких самолетов. Если несколько таких машин будут размещены в Крыму, они смогут не только обеспечивать ПЛО на всей акватории Черного моря, но и вести радиоэлектронную разведку.

Подытоживая, в составе авиагруппы для «Авианосца Крым» хотелось бы видеть истребительный авиаполк ВВС двух-трехэскадрильного состава, эскадрилью многофункциональных истребителей, подчиненную непосредственно Черноморскому флоту (сохранение флотом «своих» самолетов видится полезным, они бы могли сосредоточиться именно на совместных действиях с ним), вертолеты противолодочной обороны и небольшую группировку противолодочных самолетов.

0 комментариев
Войдите, чтобы оставить комментарий. Простая в два клика.
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!