Предприятиям ОПК предложат создавать гражданские дивизионы

Предприятиям ОПК предложат создавать гражданские дивизионы Предприятиям ОПК предложат создавать гражданские дивизионы

Об этом заявил в интервью ТАСС заместитель председателя ВЭБ Петр Золотарев.

Президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию в декабре 2016 года заявил, что долю гражданской продукции в оборонно-промышленном комплексе необходимо довести до 30% к 2025 году. Сейчас эта доля составляет 16%.

«Предприятиям ОПК необходима организационная и управленческая трансформация», — заявил Золотарев на полях Международной промышленной выставки «Иннопром». Потребность в переходе на выпуск гражданской продукции отчасти вызвана плановым снижением государственного оборонного заказа.

«При этом все оборонно-промышленные предприятия имеют целый ряд ограничений. Поэтому, например, приглашение отечественных специалистов в маркетинге или применение целого ряда решений, которые не должны быть обременены ограничениями, требует выделения в отдельные дивизионы», — добавил он.

По словам Золотарева, в оборонно-промышленном секторе сейчас сосредоточено около 90% всех производителей высокотехнологичной продукции, при этом примерно половина этих предприятий входит в госкорпорацию «Ростех».


Рынок работает по-другому

Золотарев назвал входящие в Ростех концерны «Швабе» и «Радиоэлектронные технологии», а также предприятие «Алмаз- Антей» в качестве примеров удачной организационной трансформации и адаптации предприятия под выпуск продукции гражданского назначения.

Он также отметил положительной опыт выделения гражданского направления в отдельный дивизион компании «Гражданские самолеты Сухого», которая производит самолеты «Сухой Суперджет» и входит в «Объединенную авиастроительную корпорацию».

Золотарев рассказал, что предприятия ОПК привыкли работать с единственным заказчиком, Министерством обороны, которое определяло параметры, количество и цену изделий. При этом такие параметры как ремонтопригодность и длительность срока эксплуатации отходили на второй план.

«Рынок работает по-другому. Рынок говорит, что качество является безусловным параметром, а цена при этом должна быть лучшей. И не просто цена, а совокупная стоимость владения на всем жизненном цикле изделия. Это совершенно другой подход», — сказал Золотарев.


Кастрюльно-ракетные заводы

Он также призвал предприятия ОПК не повторять неудачный опыт «конверсии» в 1990-е годы, когда высокотехнологичные оборонные предприятия для выживания в рыночных условиях переходили на выпуск гражданской продукции широкого потребления, а в результате теряли уникальные компетенции.

«Предыдущий опыт конверсии скомпрометирован тем, что все ринулись к производству достаточно простых товаров широкого потребления. Даже ракетный завод называли кастрюльным, такая была шутка», — сказал Золотарев, вспоминая часто имевшие место в 1990-е годы случаи производства кухонной посуды и других предметов быта на оборонных предприятиях.

Он подчеркнул, что при сегодняшней диверсификации производства речь идет именно о производстве высокотехнологичной продукции, и назвал в качестве примеров такой продукции медицинскую технику и приборы для обеспечения эффективности потребления энергии или безопасности.

Болезненная трансформация ОПК в 1990-е годы, которая привела к невыплате зарплат, использованию предприятий в качестве складских помещений или торговых площадок, рейдерским захватам до сих пор вызывает у многих руководителей и сотрудников оборонных предприятий недоверие к планам диверсификации производства.

«Для людей, которые накопили колоссальный управленческий и инженерный опыт, конечно, иногда это звучит, как разрушение. Но я считаю, что к этому не надо так относиться, — сказал Золотарев. — Те, кто не будут бояться это делать, получат потрясающие результаты, как, например, в концерне «Калашников».

Источник

0 комментариев
Войдите, чтобы оставить комментарий. Простая в два клика.
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!