Прокуроры идут в театр: Минкульт заявил о серьезных финансовых нарушениях в "Сатириконе" Райкина

Скандал разгорелся вокруг театра "Сатирикон", художественным руководителем которого является Константин Райкин. В Министерстве культуры заявили, что руководство московского театра может быть отправлено в отставку по результатам прокурорских проверок.

Вот-вот начнется магия театра - опаздывающие спешат в зал, свободных мест почти не осталось. Легкий шепот, последний звонок. И вряд ли кто из зрителей представит – знаменитый "Сатирикон" может исчезнуть в любую минуту. Театр гибнет – в этом, во всяком случае, уверен его руководитель, Константин Райкин. Впервые об этом он заявил в прошлом октябре.

На этой неделе худрук "Сатирикона" сообщил о 6 прокурорских проверках. И потребовал урезонить, почему-то министра Мединского. Вроде как, тот чиновник мстит - за прошлогодние обвинения.

У артиста – эмоции. У замминистра – цифры. "Сатирикон" показывает худший результат среди федеральных театров - посещаемость зрителей 50-52%. Доходы от показов упали на 21 миллион.

По словам Константина Райкина, Мединский даже пытается остановить строительство нового здания "Сатирикона", чтобы лишить театр дома и уничтожить раз и навсегда. Но мы выяснили - с 2006 года за инвест-проект реконструкции отвечает фирма "Арт-Инвест". Учредители – Райкин и его давний партнер и директор театра Анатолий Полянкин.

На табличке у исторического здания "Сатирикона" - дата окончания работ - 2016. Но, похоже, это очередной замороженный долгострой. Чтобы увидеть, как на самом деле идут дела у руководителя театра - Константина Райкина, достаточно перейти через дорогу. На полуразрушенный бетонный блок смотрит респектабельный отель, офисный и торговые центры – Райкин Плаза.

Совладельцы "Райкин плаза" - опять же Полянкин и Райкин. И проект реконструкции для "Арт-Инвеста" был крайне выгодным. После окончания работ государству перейдет лишь здание театра - 25% нового комплекса. А 35 тысяч квадратных метров, где уже готов торгово-досуговый центр и гостиница на 300 номеров с подземным паркингом достанется инвестору.

При этом и худрук, и директор "Сатирикона" работают в государственном театре. Который финансируется из бюджета. В 2015-м субсидии составили 191,6 миллиона рублей, в 2016-м — 213 миллионов, столько же в этом году. И коллеги удивленного проверками Константина Райкина в один голос признают – за деньги налогоплательщиков отчитываться обязательно.

По данным журналистов РЕН ТВ, аудиторы "Сатирикона" обнаружили конфликт интересов – это когда контракты выигрывают заинтересованные лица. Мы выяснили – руководители театра, хоть и настоящие творцы, сумели сплести вокруг себя паутину компаний не хуже прожженных коммерсантов.

Графика: В 2003 году Полянкин становится учредителем ООО "Топ Юнион" - у него 51% уставного капитала. 29% получает жена и 20 – дочь Полянкина – Альфира и Майя Арслановы. С этой фирмой "Сатирикон" успел заключить 103 договора. Из них 96 – без конкурса. На 65 млн рублей. Услуги – реклама и полиграфия. В 2009 Полянкин уходит из фирмы, передав все жене и дочери. А в мае этого года семья полностью избавляется от актива.

В 2010 "Топ Юнион" создает "Мастер Юнион". И единственный заказчик, с которой работает фирма – "Сатирикон". С 2011 года театр перечислил больше 126 млн рублей. По странному стечению обстоятельств, юридический адрес компании – в том же доме, где прописан Полянкин. Элитный жилой комплекс на Тихвинской, где сказали, что о такой фирме никогда не слышали.

Именно "Мастер Юнион" получает в 2015 контракт от "Сатирикона" на изготовление декораций и костюмов для нового спектакля "Все оттенки голубого". Сумма – 11,5 млн. Кто сказал, что минимализм – это дешево. Каркас фоновых кулис – почти 900 тысяч. Конструкция для перемещения декораций – 1,9 млн. Лебеди на радиоуправлении – 975 тысяч. И ладно – механизмы, может они действительно сложные.

Но костюмы - вот роль "Бабушка", чтобы ее одеть, потратили 56 тысяч. Жакет – 10 тысяч. Платье – 20. Туфли - 10 и 15 тысяч – парик. На всякий случай - 2 комплекта. На 113 тысяч рублей. Бабуля от кутюр. Или вот "Принцесса Лея" – 61,5 тыс. рублей. Платье-кимоно – 17 500, широкий пояс – 4 400, головной убор – 6 тысяч. 12 600 – обувь и маска за 21 тысячу. Два комплекта – 123 тысячи рублей. Самая скромная – роль медсестры -халат и обувь, всего-то 15 800. Но главное, все эти бюджетные миллионы в итоге переложили в карман фирмы, связанные с руководством театра.

Частная "Театральная школа Константина Райкина" - конечные владельцы - Райкин и Полянкин. Чистая прибыль в прошлом году – 14 млн. "Сатирикон" арендует у школы помещения для репетиций и спектаклей с 2014, ежегодно отчисляя от миллиона до двух. Вот свежие контракты за 2017 – январь – миллион 283 тысячи и июнь – чуть больше миллиона. Мы даже выяснили, что худрук Райкин платит сам себе, только уже в статусе индивидуального предпринимателя. Хотя у его именитых коллег это вызывает удивление.

Только в этом году за исполнение ролей в спектаклях и руководство постановками – 5 заказов от "Сатирикона". И бюджетные 6,4 млн становятся личными – райкинскими. Это помимо зарплаты руководителя театра. Так может дело не в цензуре?

Перчатка, брошенная худруком "Сатирикона", осталась незамеченной. Минкульт продолжил финансирование. Больше того, театр получил специальный президентский грант.

Российская театральная богема действительно привыкла к роскошной жизни. Основной доход Союз театральных деятелей получает от прямой коммерции - в его собственности 4 фабрики и 8 здравниц. Еще - членские взносы. 24 миллиона в год. И государственные субсидии – по некоторым данным, в 2016 только московские власти выделили государственным театрам более 12,5 млрд руб. При этом система отношений творческая интеллигенция – власть выстроена так, что театралы, в том числе на деньги налогоплательщиков, ставят в общем-то, что хотят. А любые вопросы к ним тут же превращаются в политические.

При таком серьезном финансировании в СТД годами не могут решить самые простые вопросы. Сергей Афанасьев – глава Новосибирского отделения Союза, 30 лет выбивал помещение для городского драматического театра. И все это время – спектакли шли в подвале.

Новосибирская труппа – как ни странно - на банкротство и близкую смерть не жалуется. Но куда губернскому театру до столичных подмостков. Кстати, при немалых заработках руководители того же "Сатирикона" - люди довольно мелочные. В 2014 за счет бюджета театр устроил фуршет. Полянкин и Райкин снова заплатили себе за себя же – победителем конкурса на право провести застолье стала "Райкин Плаза" - на 320 тысяч рублей.

О подозрительных финансовых потоках в конце октября заявили те, от кого этого вообще не ждали. Неправительственная международная организация Transparency International нашла 14 государственных театров, где начальство тоже доплачивает само себе. И направили заявление в прокуратуру. СТД ответил чрезвычайным съездом. Мол, идет дискредитация культурной сферы.

На съезде вспомнили Серебренникова, Апфельбаум. Упустили одно. Расследование началось еще в 2016-м, когда дела "Гоголь-центра" и в помине не было. И обвинения в экономических преступлениях не так интересны, как дискуссия о свободе слова.

Но даже при том, что не все понимают те же "Все оттенки голубого" Райкина, где сюжет построен вокруг каминг-аута сына офицера, или постановки Серебрянникова, вроде "Мученика" или "Отморозков", по-своему трактующие современные ценности, спектакли идут – их никто не запрещает. Никто не прогоняет артиста со сцены. Так, как это произошло в эту пятницу с Константином Райкиным в Одессе.

Больше того – "Сатирикон" и другие театры все также получают бюджетные деньги. И обличение в цензуре больше напоминает единственно возможную линию защиты. Когда не хочется отвечать на неудобные вопросы.

0 комментариев
Войдите, чтобы оставить комментарий. Простая в два клика.
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!