Почему такие «Дерзкие»: ВМФ России заказывает суперкорветы и множит вопросы

Почему такие «Дерзкие»: ВМФ России заказывает суперкорветы и множит вопросы

Почему такие «Дерзкие»: ВМФ России заказывает суперкорветы и множит вопросы

На днях заместитель министра обороны Российской Федерации Юрий Борисов озвучил информацию, согласно которой серия корветов проекта 20380, строящихся для Тихоокеанского флота Амурским судостроительным заводом, будет заметно сокращена. Вместо исходно планировавшихся шести единиц она ограничится четырьмя: «Совершенным», «Громким», «Героем Российской Федерации Алдаром Цыденжаповым» и «Резким».

Возможные причины подобного решения МО озвучил 15 февраля ресурс Mil.Press FlotProm, обосновав урезание программы постройки корветов типа «Стерегущий» переориентацией флота на строительство более современных и мощных корветов проекта 20386 типа «Дерзкий».

Примем за данность, что сообщение Mil.Press FlotProm соответствует истине. Попробуем разобраться в том, какие плюсы и минусы повлечет для отечественного ВМФ отказ от продолжения строительства корветов проекта 20380 в пользу более активного строительства корветов проекта 20386.

Почему такие «Дерзкие»: ВМФ России заказывает суперкорветы и множит вопросы

За дело берется «Алмаз»

Не секрет, что процесс обновления корабельного состава ВМФ России сталкивается с заметными проблемами. До сих пор ядро Флота составляют вымпелы, построенные во времена СССР. Очевидное устаревание, а также физический износ этих кораблей в совокупности с трудностями модернизации и ремонта вполне способны поставить боеспособность ВМФ под вопрос. Если, конечно, на смену советским «ветеранам» моряки своевременно не получат новые боевые корабли в достаточном количестве. Желательно, к тому же, более современные и мощные, такие как корветы проекта 20386.

Проблематикой постройки новых многоцелевых боевых надводных кораблей, предназначенных для использования в ближней морской зоне, отечественные Флот и ОПК озаботились еще в начале 1990-х годов. Но заложенный в 1997-м головной сторожевой корабль проекта 12441 «Новик» настолько соответствовал поговорке «первый блин комом», что достроен не был.

«Обжегшись» на проекте 12441, ВМФ и Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» решили сделать ставку на более простой и дешевый корабль. Последствием этого решения стала разработка достаточно компактного (стандартное водоизмещение 1800 тонн) и многофункционального корвета проекта 20380. Головной корабль нового проекта «Стерегущий» был заложен в 2001 году, а в 2008-м вошел в строй.

К концу 2017 года в боевом составе ВМФ России находились уже пять корветов проекта 20380: четыре — на Балтийском флоте и один — «Совершенный» — в составе Тихоокеанского флота. Причем «Совершенный», строившийся на АСЗ, стал среди корветов своего проекта настоящим чемпионом по долгострою. Заложенный в 2006-м он был сдан флоту лишь в 2017-м. За это время стоимость корабля успела взлететь с 6,5 млрд до 13 млрд рублей.

Запомним это и двинемся дальше.

Почему такие «Дерзкие»: ВМФ России заказывает суперкорветы и множит вопросы

Патрульный «не корвет»

В принципе, «Стерегущие» наших моряков вполне устроили. В связи с тем, что первая четверка корветов продолжительное время не покидала Балтийское море, проекту 20380 некоторые приписывали недостаточную мореходность. Но после того как летом коллегия МО во главе с министром обороны Сергеем Шойгу одним махом поменяла всю верхушку командования Балтфлота, внезапно выяснилось, что дальние походы «Стерегущим» вполне по силам. Мало того, после шести вояжей за пределы Датских проливов «Бойкий» и «Сообразительный» успешно совершили трехмесячный поход по Северной Атлантике, Средиземному морю и Индийскому океану.

И все же, несмотря на множество положительных характеристик корветов проекта 20380, морякам хотелось большего. Сказано — сделано. Постройка «Стерегущих» еще только набирала обороты, а «Алмаз» уже разработал их модернизированную версию — корвет проекта 20385. От своего предшественника он отличался несколько большим водоизмещением, выросшей автономностью, а главное — заменой ПКР «Уран» на универсальный корабельный стрельбовый комплекс, позволяющий использовать все семейство ракет «Калибр» и «Оникс». Роль «вишенки на торте» играло увеличение с 12 до 16 числа ячеек ЗРК «Редут».

Модифицированный «Стерегущий» крыл свой базовый вариант по всем статьям, хотя и был заметно дороже. В 2012–13 годах заложили два корвета проекта 20385: «Гремящий» и «Проворный». При этом строительство «20380-х» свернуто не было. То есть с этого момента Россия строила корветы одновременно по пусть и очень похожим, но все же двум проектам, что явно не отвечало требованиям стандартизации.

Но это был далеко не конец истории.

Зеленодольский завод имени А. М. Горького, специализирующийся на постройке противодиверсионных катеров проекта 21980 «Грачонок» и малых ракетных кораблей проекта 21631 «Буян-М», тоже был не прочь построить что-нибудь корветоподобное, и к 2014 году разработал патрульный корабль модульного типа проекта 22160. Корветом новинка официально не называлась, но де-факто проект 22160 имел водоизмещение, как у «Стерегущего».

При этом зеленодольский «не корвет» превосходил «Стерегущего» по степени автоматизации, мореходности, автономности и дальности плавания. Однако заметно уступал «20380-му» по вооружению. Точнее, для проекта 22160 была заявлена возможность установки за счет модульности даже ракетного комплекса «Калибр» — но головной корабль проекта 22160 «Василий Быков», насколько известно, достраивается без «Калибров»…

Так или иначе, в 2014–16 годах было заложено сразу 6 патрульных кораблей проекта 22160. Таким образом, с этого момента в России строились корветы сразу по двум очень похожим проектам, одновременно с которыми сооружались зеленодольские «не корветы» с водоизмещением корветов. Как это соотносилось с требованиями стандартизации? Ну, как-то, наверное, соотносилось…

Почему такие «Дерзкие»: ВМФ России заказывает суперкорветы и множит вопросы

Ее Величество модульность

Пока Зеленодольский завод начинал постройку своих модульных патрульных кораблей, «Алмаз» отнюдь не почивал на лаврах, а… выкатил к 2016 году свой проект модульного корвета нового поколения на основе проекта 20385! Это и был корвет проекта 20386.

При этом «20386-й» отличался от «20385-го» куда больше, чем тот — от «20380-го». Главной «изюминкой» проекта 20386 стала все более входящая в моду модульность. По словам разработчиков, корвет нового поколения, в зависимости от выполняемых им задач, должен был оснащаться временно устанавливаемым вооружением в виде модулей с буксируемой ГАС «Виньетка», восьмеркой ракет комплекса «Калибр», съемными системами РЭБ, РТР и т.д.

Сделаем маленькое отступление.

Заявленный в проектах 22160 и 20386 принцип модульности, безусловно, красив. Но вот насколько он реализуем на практике? Зачем ОПК производить модули, которые до поры до времени не будут смонтированы на корабле? Как экипаж корабля будет осваивать эти находящиеся где-то на берегу модули? Сколько времени будет занимать монтаж и демонтаж модулей? Где и какими средствами эта операция будет осуществляться? Наконец, съемная конструкция по определению сложнее и дороже стационарной. Таким образом, сомнений в реализуемости заявленного создателями корабля принципа модульности довольно много.

А теперь вернемся к описанию конструктивных особенностей корвета проекта 20386.

«20386-й» декларируется как корабль, набитый хай-теком от киля до клотика. Высочайший уровень автоматизации на корвете должен будет позволить значительно сократить экипаж. Основную надстройку планируется изготовить из получаемых методом вакуумной инфузии композиционных материалов. Также на корвете нового поколения будут внедрены «стелс»-технологии в куда большем объеме, чем на кораблях предшествующих проектов. Вместо использованных на «Стерегущих» дизелей «20386-й» оснастят комбинированной газотурбинной установкой с частичным электродвижением. Подводя итог, можно сказать, что революционный «20386-й» должен будет превосходить всех своих «одноклассников» по мореходности, автономности, дальности плавания и комплексу вооружения.

Но у всего, как известно, есть цена. Заявленное водоизмещение «20386-го» — 3400 тонн — доросло до вполне «фрегатских» показателей. Для сравнения напомним, что стандартное водоизмещение строящихся сейчас фрегатов проекта 1135 составляет 3620 тонн. Цена у новинки тоже оказалась не маленькая. Стоимость головного корвета проекта 20386 «Дерзкий», заложенного в 2016 году, согласно контракту МО РФ и «Северной верфи», составила около 29 млрд рублей… Что не помешало представителю управления кораблестроением ВМФ РФ объявить о грядущей постройке не менее десятка корветов проекта 20386.

Резюмируем: с 2016 года отечественный ОПК одновременно ведет строительство корветов проекта 20380, их увеличенной версии проекта 20385, патрульного модульного «не корвета» проекта 22160 с водоизмещением корвета и модульного суперкорвета проекта 20386 с водоизмещением фрегата. Стандартизация?.. Да к черту ее!

Почему такие «Дерзкие»: ВМФ России заказывает суперкорветы и множит вопросы

А как же стандартизация?

А затем в начале 2018 года появляется информация о сокращении числа строящихся корветов проекта 20380 в пользу начала более активного строительства корветов проекта 20386. На первый взгляд, это более чем логично. Но в том-то и дело, что только на первый.

Давайте вспомним, что новые корабли Флоту нужны как можно быстрее. Вспомним, что проект 20380 уже хорошо отработан. Примем к сведению, что планируемые к установке на «20386-й» газотурбинные установки до сих пор остаются «узким местом» российского ОПК. Вспомним, что первый «20386-й» планируется ввести в строй лишь в 2021–22 годах. Прикинем и то, что близкий к головному корвету проекта 20386 «Дерзкий» по количеству новаторских решений головной фрегат проекта 22350 был заложен еще в 2006 году, но до сих пор не вошел в состав ВМФ. Не забудем о том, как выросла за годы постройки стоимость того же «Совершенного» и примерим этот момент к «Дерзкому». Освежим в памяти сообщения, что в ближайшие два года пик гособоронзаказа в России будет пройден, и это повлечет за собой соответствующее снижение финансирования отрасли…

Вот теперь самое время задуматься: стоит ли именно сейчас отказываться от «20380-х» в пользу «20386-х»? Не будет ли правильным сначала дождаться окончания испытаний «Дерзкого», а уже после этого приступать к корректировке кораблестроительных программ? Кстати, а почему ради корветов проекта 20386 следует отказываться именно от «20380-х»?

Ну и, под занавес, еще один вопрос. Когда хоть кто-нибудь вспомнит о необходимости стандартизации?

Источник

Друзья, поддержим нашего Партнера, 4teller на "Премию рунета" !

0 комментариев
Войдите, чтобы оставить комментарий. Простая в два клика.
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!