Сделайте чисто. Авиакомпании обязали усилить контроль за мойкой самолётов

По приказу главы Росавиации (ФАВТ) Александра Нерадько все российские авиакомпании обязали провести занятия с авиатехниками по технологии мытья самолётов. Поводом для этого стали итоги расследования серьёзного инцидента с "боингом" компании "Глобус" (дочерняя структура S7). Борту пришлось прервать взлёт из Домодедово из-за задымления в салоне. 18 пассажиров обратились в больницу с подозрением на отравление продуктами горения и другими травмами. Если бы задымление пошло уже в воздухе, последствия могли быть тяжёлыми. Как выяснила Росавиация, из-за непрофессионализма инженерного персонала S7 в системе охлаждения осталась моющая жидкость, которая задымила при запуске двигателей. Параллельно вскрыли проблемы у диспетчеров с ориентированием в собственном аэропорту. Подробности — в материале Лайфа.

Дым в кабине

Представьте, каково командиру воздушного судна, когда кабина за секунды наполняется едким дымом, с потолка вываливаются кислородные маски и даже приборной панели не видно. Нечто похожее испытали пилоты "Боинга-737" авиакомпании "Глобус". 27 марта вечером они вылетали из столичного Домодедово в Новосибирск. На борту было 129 пассажиров. Когда лайнер начал выруливать на взлётную, экипаж почуял в кабине и в салоне неприятный запах, но не придал большого значения.

<p>Фото: © Shutterstock</p>

— Экипаж посчитал, что испаряется противообледенительная жидкость, которая попала в систему кондиционирования, — указано в материалах расследования. Только вот, когда борт принялся разгоняться, "испарение" превратилось в едкий дым.

— При выполнении взлёта, на этапе разбега, с включёнными системами кондиционирования воздуха произошло интенсивное задымление пассажирского салона и кабины экипажа, — пишет Нерадько.

Командир на скорости 100 узлов начал резко тормозить, чтобы прекратить взлёт до того, как закончится полоса. Ему это удалось, и он немедленно объявил эвакуацию. Все пассажиры меньше чем за три минуты выбрались из салона по аварийным трапам. При этом почти два десятка из них получили травмы. Кто-то заработал нервный срыв, кто-то набил синяки и ссадины, остальные отправились в больницу с подозрением на отравление угарным газом.

— В медпункт Домодедово обратилось 18 пассажиров, у которых были диагностированы невротические реакции, травмы кожных покровов и мягких тканей, — говорится в письме Нерадько. — Два пассажира с подозрением на отравление продуктами горения направлены в центр скорой помощи Медицины катастроф. Весь этот опасный "аттракцион" с прыганием по аварийным трапам, как показало расследование, устроили пассажирам механики S7.

<p>Фото: © РИА Новости / Наталья Селивёрстова</p>

— Комиссия установила, что накануне вылета инженерно-технический персонал промывал двигатели моющей жидкостью ZOK-27. Расшифровка [самописцев] показала, что промывка выполнена не в полном объёме, — говорится в документах ФАВТ.

Как моют двигатели зарубежные авиакомпании:

После мытья этой жидкостью систему охлаждения двигателя необходимо "продувать". Причём не абы как, а запустив двигатели на 60–80% от максимальной мощности, пока всё не испарится и не исчезнет запах. Об этом прямо говорится в инструкции к "боингу", которую носит при себе каждый ответственный техник во время смены. Инженеры "С7 Инжиниринг" проигнорировали требования и осушали турбину в режиме малого газа. Так что в системе отбора воздуха скопились остатки жидкости. И, когда перед взлётом движки запустили на полную, моющее средство стало интенсивно испаряться.

Промыли косточки

В день инцидента Нерадько высказался осторожно. По его словам, дыма в салоне якобы не было, а просто пассажиры восприняли запах моющей жидкости как запах дыма.

— Мы предполагаем, что это <...> последствия мойки двигателя. Когда двигатель был запущен, напор воздуха включили и [появившийся] запах кто-то интерпретировал как дым, — заявлял тогда Нерадько журналистам. Но когда вскрылись подробности, инженеров пропесочили по полной — служебная проверка, объяснительные, дополнительные инструктажи... Этим дело не закончилось — Росавиация решила распространить профилактику на всю отрасль.

<p>Фото: © РИА Новости / Максим Блинов</p>

8 июня Нерадько разослал свой приказ во все территориальные подразделения Росавиации. В нём он требует довести информацию об инциденте до всех авиакомпаний и изучить его обстоятельства с личным составом (лётчиками). Более того, Нерадько хочет, чтобы всех инженеров-техников "прогнали по матчасти". С ними, считает глава Агентства воздушного транспорта, нужно провести дополнительные занятия по промывке компрессоров двигателей "боингов" "водой или специальной жидкостью". Одновременно с этим чиновник рекомендует руководству компаний изменить процедуру предполётной подготовки корабля — высылать экипажу листок с информацией о проведённой накануне промывке турбины.

Досталось от Росавиации и домодедовским диспетчерам — за неорганизованность. Как свидетельствует отчёт, руководство… не передало спасательной службе точные координаты пострадавшего борта. И спасатели в ночи добирались до дымящегося самолёта дольше, чем требуется по нормативам.

— Руководитель полётов неверно указал место сбора аварийно-спасательных команд и не передал информацию о точном местонахождении аварийного ВС, что привело к задержке прибытия аварийно-спасательных команд, — сообщает Нерадько.

Лайф запросил комментарий у S7 о том, как группа компаний разобралась с данным инцидентом, однако оперативного ответа не получил. Интересно, что буквально за пару недель до инцидента самих техников S7 проверяли. В ООО "С7 Инжиниринг" в феврале прошла плановая инспекция Росавиации и, по данным Лайфа, никаких серьёзных претензий к инженерной службе не было.

0 комментариев
Войдите, чтобы оставить комментарий. Простая в два клика.
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!