Петиция головного мозга

Петиция головного мозга

20 июня сборная России с треском проиграла Уэльсу на чемпионате Европы по футболу и покинула турнир. Разгневанный житель Тюмени Артём Хасанов встал с дивана, дошёл до компьютера и за пару кликов нашёл сайт Change.org. Накатал призыв распустить проклятую сборную и переместился обратно на диван.

Через три недели сумбурную петицию Хасанова обсуждали по всей стране — дошла даже до министра спорта Виталия Мутко. Параллельно спортивные журналисты дозвонились до Артёма и взяли несколько интервью. У автора петиции предсказуемо не оказалось никакого плана по реформированию российского футбола: он хотел просто разогнать команду, которая стабильно расстраивает его раз в два года. Более того, тюменец снял претензии с вратаря Игоря Акинфеева, потому что он, по мнению Артёма, бился и старался, а вот остальные — нет.

После этого стало окончательно ясно, что петиция лишена смысла. Обращения с требованиями отправить в отставку Мутко или других чиновников из той же серии: обыватели негодуют из-за допинга в спорте и зарплат учителей, но их стратегического мышления хватает лишь на один шаг — оформление петиции в Интернете. Что делать дальше, непонятно и неважно: тут уже пусть другие думают.

Диванный протест

Почти все люди, которые репостят петиции, всё понимают. Понимают, что сайт американский, а не российский (80 миллионов посещений ежемесячно по Similarweb, Россия только на втором месте после США — 14,09% против 22,07%). Понимают, что обращения изначально обречены. Понимают, что "подписать" российскую петицию может гражданин любой страны. Понимают, что написать собственный пост с конкретными претензиями гораздо полезнее и эффективнее, чем распространять петицию, которую и петицией-то назвать тяжело — так, развлекательная страничка, ничего серьёзного.

В соцсетях появилась каста профессиональных потребителей петиций. Спасение редких китов, наглость операторов связи, отмена ЕГЭ, отставки политиков, реформы СМИ — кажется, в какой-то момент постоянные пользователи Change.org перестают читать что-либо, кроме заголовка. Упомянутые в петициях факты, разумеется, никто не проверяет: люди верят и так, поэтому можно написать любую чушь. Если сделать петицию "Хочу, чтобы завтра жить стало хорошо и легко", репостнут и её.

Когда я спрашиваю, зачем они каждый вечер публикуют новую петицию, вариантов ответа всего три. Первый: "Я очищаю совесть: у меня не хватает времени на большее". Второй: "Я исполняю свой гражданский долг". И третий вариант: "Да просто так...Тебе жалко, что ли? Вдруг я как-нибудь помогу стране?"

В этом, кстати, виноват и сам Change.org. На главной странице — истории, которые завершились благополучно якобы благодаря петициям (доказательств минимум). При любом перепосте — волшебная формулировка "Вы подписали петицию" (хотя вы, конечно, ничего не подписывали, а просто кликнули на ссылку). А в почте после регистрации или репоста десятки писем с новыми петициями.

Петиции на Change.org заменили митинги и пикеты. Больше не нужно выходить на улицы, мерзнуть на холоде, держать таблички и кататься в автозаках: достаточно лишь кликнуть на клавишу "Репост" и можно автоматически считать себя спасителем приюта или борцом с коррупцией.

Но хуже всего то, что петиции заменили и реальные, конструктивные дела. Людям не приходится думать, как исправить ситуацию самостоятельно: проще и комфортнее сделать перепост и ждать чуда. Такое действие ничем не отличается от бездействия.

Альтернатива

В июле я переписывался с пресс-службой сайта РОИ (Российской общественной инициативы), чтобы выяснить, почему про Change.org знают все, а про наш аналог — единицы.

Оказалось, это к лучшему.

Во-первых, у нас опубликовать свою петицию (её грамотно называют инициативой) или поддержать чужую можно только после регистрации на сайте Госуслуг.

Во-вторых, на сайте РОИ описана чёткая схема рассмотрения обращений (даже с дедлайнами): у инициативы есть вполне реальный шанс попасть на обсуждение в экспертную группу, для этого она должна набрать 100 тысяч подписей: стремления поставить рекорд посещаемости или попасть во все заголовки нет.

Когда я спросил у работников пресс-службы РОИ, не хотят ли они облегчить регистрацию, чтобы поднять популярность проекта, мне ответили отрицательно, пояснив, что тогда сайт общественной инициативы превратится во второй Change.org. И это логично: лучше быть тихими, но полезными, чем оглушительно громкими, но совершенно пустыми и бестолковыми.

0 комментариев
Войдите, чтобы оставить комментарий. Простая в два клика.
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!