К просмотру обязательно: уникальные экспонаты музея российской армии

Зачем люди хранят старые снаряды и письма погибших на войне? «Защищать Россию» предлагает посмотреть на самые впечатляющие, по нашей версии, экспонаты Центрального музея Вооруженных сил Российской Федерации и самим определиться с ответом на этот вопрос.

География как вид оружия

Легендарная карта-схема ледовых дорог Ладожского озера Ивана Молчанова — один из самых интересных экспонатов музейной выставки «Военная география: гриф секретности снят». В октябре 1941 года профессор Молчанов, совместно с Гидрологической комиссией Русского географического общества, собрал необходимые сведения о ледовом режиме озера. На основе этих данных строилась важнейшая продовольственная артерия Великой Отечественной — «Дорога жизни».

Фото: Григорий Миленин

Уникальные фотографии прокладки «Кабеля жизни» по дну Ладоги осенью 1942 года — еще один пример сотрудничества географов, гидрографов и энергетиков в годы войны. 12 декабря 1941 года Ленинград остался без электричества. Осенью 42-го Военный совет Ленинградского фронта принял решение проложить по дну Ладожского озера от Волховской ГЭС к блокадному городу высоковольтный кабель.

Даже в мирное время на укладку двадцати трех километров провода потребовалось бы около полугода — энергетики, водолазы и гидрографы справились за два.

«Кабель жизни» заработал 13 января 1943 года. После этого электроснабжение Ленинграда значительно улучшилось: лимит на семью из трех человек составил 2 часа работы лампочки 40 Ватт в день. Подводное расположение электрокабеля сделало его недосягаемым для немецкой авиации и артиллерии.

Фото: Григорий Миленин

Знамя Победы

Композиция «Знамя Победы» — один из главных экспонатов Музея вооруженных сил. Четыре «столба» инсталляции состоят из направляющих реактивных снарядов «Катюши», на них покоится стеклянный куб со знаменем. В основании композиции — поверженный символ Третьего рейха — имперский бронзовый орел, находившийся над центральным входом в немецкий парламент.

Рядом установлен фрагмент штукатурки Рейхстага с подписью советского воина: «Синев дошел до Берлина».

По периметру в стекле заключены немецкие штандарты и оружие, а также 20 тысяч орденов «Железный крест». Эти награды нацисты должны были получить после взятия Москвы. Над всем этим возвышается главный символ победы Красной армии — один из шести флагов, созданных из немецкого сатина советскими солдатами. Долгое время после войны экспонировалось не само Знамя, а его дубликат.

Фото: Григорий Миленин

Послание защитника Бреста: «Я умираю, но не сдаюсь»

Эти несколько слов, выцарапанные неизвестным солдатом, стали символом защиты Брестской крепости. Спустя месяц после нападения фашистов в июне 1941 года, в обороне цитадели оставались лишь изолированные группы советских солдат и одиночные бойцы. Их героическая партизанская война велась вплоть до августа 41-го. По некоторым данным, отдельные солдаты продолжали сопротивление до февраля 1942-го.

Долгое время сведения об обороне Бреста скрывались. В Брестской крепости погибло более 2000 солдат и около 6 тысяч попали в немецкий плен. Для советского руководства подобные цифры были позором.

Впервые о сражении начали открыто говорить только в начале 50-х, когда журнал «Огонек» опубликовал статью Михаила Златогорова «Брестская крепость». Это первое упоминание о подвиге защитников цитадели.

Только 8 мая 1965 года Брестской крепости присвоили звание крепости-героя.

Фото: Григорий Миленин

«Захар Иванович»

ЗИС-5Б — упрощенная военная модификация 1942–1946 годов автомобиля ЗИС-5. В народе этот грузовик назывался «трехтонкой», или «Захаром Ивановичем».

ЗИС-5Б наряду с «полуторкой» ГАЗ-АА был незаменим во время блокады Ленинграда. Именно на нем по ледяной «Дороге жизни» в сутки перевозилось до пятисот тонн груза.

При модификации удалось облегчить «трехтонку» на 124 кг — штампованную кабину заменили на деревянную, сняли тормоза с передних колес. Это позволило уменьшить вероятность провала машины под лед Ладоги.

Фото: Григорий Миленин

Кровавая земля Сталинграда

Металла в этой земле больше, чем самой земли: осколки, гильзы, фрагменты разбитой военной техники.

Историки утверждают, что в одном кубометре почвы города-героя после войны находили до полутора тысяч осколков снарядов.

Сталинградская битва — самое кровопролитное сражение в истории человечества. По приблизительным подсчетам, потери обеих сторон суммарно превысили два с половиной миллиона человек.

Фото: Григорий Миленин

Предсмертное письмо из плена

44 дня в фашистском плену провела смоленская партизанка Ольга Ржевская. В перерывах между постоянными допросами и издевательствами немцев Ольга писала письмо маме. Карандашные строки на шелковой косынке превратились в своеобразную хронику последних дней жизни юной девушки, день за днем ожидавшей казни. Собственная судьба ей давно известна. Ольга надеется, что кто-нибудь из сокамерниц сможет передать письмо матери:

Мне сейчас хотелось бы услыхать хотя одно словечко о тебе, милая мама, и о всех своих родных, а потом бы умереть спокойно, а то, мама, мне моя судьба известна давно, но жаль мне тебя, милая мама…<…> Я не одна я такая, нас очень много…

Фото: Григорий Миленин

Сбитый самолет-разведчик США

U-2 был разработан США в начале «холодной войны» как самолет, способный вести фоторазведку с высоты 20000 метров. Американские конструкторы посчитали, что на такой высоте он будет неуязвим для ПВО и авиации СССР. Но весной 1960 года советские ракеты класса «земля-воздух» ЗРК С-75 сбили U-2 под Свердловском. Несмотря на утверждение американского правительства, что самолет выполнял задание метеорологических служб, Советский Союз предоставил неопровержимые доказательства шпионского характера полета.

20 мая 1960 года в Центральном парке им. Горького открылась выставка. На всеобщее обозрение представили карты, магнитофон, аэрофотоаппараты и показания сбитого пилота Френсиса Гэри Пауэрса.

В 1962 году СССР обменяло американского летчика на советского разведчика Рудольфа Абеля.

Эти события произошли на фоне потепления советско-американских отношений и первого визита Никиты Хрущева в Штаты в 1959 году. Скандал с американским самолетом-шпиономU-2 привел к новому обострению «холодной войны».

Фото: Григорий Миленин

Последнее письмо с «Курска»

Письмо капитана Колесникова было найдено в ходе водолазных работ по поиску и поднятию тел моряков в октябре 2000 года. Записка опровергла официальную версию о гибели всего экипажа «Курска» после взрыва в первом отсеке:

Здесь темно писать, но наощупь попробую. Шансов, похоже, нет, % 10–20. Будем надеяться, что хоть кто-нибудь прочитает. Здесь список личного состава отсеков, которые находятся в 9-м и будут пытаться выйти.

Всем привет, отчаиваться не надо.

Фото: Григорий Миленин

СМИ показали лишь часть записки, другие страницы остались засекреченными. Вдове Колесникова отдали вместо оригинала перепечатанный фрагмент письма. Полностью оно опубликовано так и не было. В 2007 году Юрий Шевчук написал песню «Капитан Колесников», в память о погибших на подлодке К-141 «Курск».

Подводная лодка «Курск» затонула в ходе учений Северного флота 12 августа 2000 года. На борту АПРК «Курск» находилось 118 человек. По официальной версии причиной трагедии стал взрыв учебной торпеды 65-76А «Кит». Но что произошло на борту подлодки на самом деле — загадка. Неофициальные источники выдвигают свои версии случившегося: нарушение экипажем техники безопасности (инструкции по эксплуатации торпеды), столкновение с подводным объектом (как вариант — подлодкой США) и торпедирование «Курска» американской подводной лодкой «Мемфис».

Также на стенде, посвященном «Курску», представлены: глубинометр, фрагмент корпуса подлодки и личные вещи моряков.

Анна Зеленова

0 комментариев
Войдите, чтобы оставить комментарий. Простая в два клика.
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!