О роли PR-технологий в победе США над СССР

О роли PR-технологий в победе США над СССР

Для организации протестных настроений вашингтонские стратеги использовали любые уязвимые места советского, а впоследствии российского общества. Западные политтехнологи прилагали все усилия для сформирования образа СССР как агрессивного, тоталитарного и негуманного государства.

Навязанные расходы

Заняв пост президента, Рональд Рейган избрал в качестве стратегии именно идеологическую войну против СССР. Ее основным направлением стала всесторонняя и детально разработанная психологическая война, в результате которой советское руководство должно было испытывать страх и неуверенность, а также широко организованная техническая дезинформация, направленная на разрушение ядра социалистического строя и советской экономики.

Развалу советской системы во многом способствовал еще один американский PR-проект – «программа звездных войн». Со стороны США были приложены титанические усилия, чтобы заставить Советский Союз всерьез опасаться «звездных войн» и бросить все силы и средства на усиление противоракетной обороны.

Помощник Р. Макфарлейн, помощник советника президента Рейгана и главный идеолог «программы звездных войн», вспоминает: «Мы победили в науке и технологии, не в количестве вооружений. Мы обременили вашу страну так, что она этого не заметила, заставили тратить денег больше, чем их было на самом деле» (Н. В. Наумов, Международные аспекты распада СССР)

Информационный нокаут

Теоретик М. Маклюэн, заставший период холодной войны с 1946 по 1980 год, в своих публикациях нередко отмечал, что в истории человечества нет аналогичных примеров. Он утверждал, что в этот кризисный период невиданное ранее количество людей специализировалось на манипуляции сознанием. Не последнюю роль играли СМИ, работу которых, кстати, со времен холодной войны находятся под тотальным контролем ЦРУ и правительства. В качестве примера применения PR-технологий, направленных на установление негативного отношения к СССР, можно привести освещение встречи Рейгана и Горбачева. Опасаясь, что харизматичный и открытый Горбачев произведет на журналистов благоприятное впечатление, пресс-служба Белого дома, заранее заготовила высказывания американского президента, которые Рейган якобы произнес на этой встрече. Так несуществующая фраза «Мир стал дышать спокойнее, после того как мы поговорили» стала цитируемой во многих американских и европейских СМИ.

В период холодной войны такого понятия как «publicrelations» в СССР не существовало, тогда как в США и западноевропейских странах шло планомерное развитие PR-технологий. Занятые в этой отрасли специалисты анализировали воздействие PR-технологий на социальные группы, чтобы усовершенствовать их в дальнейшем.

Американское кино против СССР

Именно в период идейно-политического противостояния двух систем – социализма и капитализма – в результате многочисленных изысканий американских политтехнологов появился такой долговременный информационный продукт, как кино.

Политолог П. В. Данилин в качестве примера приводит взаимодействие руководства США и киноиндустрии «…нацисты были отнюдь не первыми, кто обеспокоился вопросами государственной работы с кинематографом. Первопроходцами здесь были США. И успехов они добились в этом вопросе куда больших. В США за взаимодействие с киноиндустрией отвечают помощники президента, с одной стороны, и соответствующие административные учреждения ряда министерств, с другой…» (Данилин П. В. Политическая пропаганда)

По мнению политолога, фильм «Красный рассвет» был создан для визуального обеспечения и поддержки политики Рональда Рейгана в отношении СССР. Откровенно пропагандистский характер носил фильм «Рокки».

«…Сначала один член Политбюро, а затем и все члены Политбюро встают и начинают аплодировать Рокки, который произносит монолог, обращенный к советскому обществу: «Если я смог измениться: и вы смогли измениться: тогда все могут измениться!» Интенции на изменения, происходящие в советском обществе, тем более интересны, что этот фильм снимался еще тогда, когда о Перестройке и гласности никто не говорил и не думал…»

Нужна своя стратегия

Оглядываясь назад, можно сказать, что Запад и США достигли наибольших успехов в идеологической борьбе. Им удалось убедить противоборствующую сторону, а именно - возглавляемый Советским Союзом восточный блок, в том, что экономическая и политическая система «атлантического» мира является образцовой для всех стран, вершиной достижения современной цивилизации, которая не имеет альтернативы. Социалистический строй в течение этих лет подвергался системной критике. Недостатки режима всячески выпячивались, а положительные стороны замалчивались. В итоге социализм был признан как бесперспективная, тупиковая модель развития.

Международный имидж России как отсталой в экономическом и социальном отношении страны во многом был сформирован в результате информационной войны США против СССР. Опробованные в годы холодной войны идеологические и политические технологии находят применение и сегодня. Западные и «свободные» СМИ в настоящее время отлучают от цивилизованного мира уже не социалистическую систему, а само российское общество.

Сумеет ли Россия выстоять в очередном идейно-политическом противостоянии? Сохранить позиции не представляется возможным, если взамен ныне существующему инертному поведению РФ во внутренней и внешней политике не будет выработана эффективная идеологическая, политическая и информационная стратегия.

Евгения ПИЧУРИНА

Источники

Наумов Н. В., Международные аспекты распада СССР URL: http://www.niiss.ru/mags_naumov.shtml

Данилин П. В. Политическая пропаганда. Цикл лекций. URL:

http://www.evartist.narod.ru/text28/0001.htm

0 комментариев
Войдите, чтобы оставить комментарий. Простая в два клика.
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!