День Благодарения

День Благодарения


На днях американцы очередной раз отметили свой главный национальный праздник - День Благодарения. Вот только что-то мне подсказывает, что далеко не все знают историю возникновения этого празника и задумываются о его смысле - ни в США, ни тем более за пределами Штатов. А ведь история эта очень поучительна и многое говорит о менталитете американцев.

История праздника такова:

Первый раз День Благодарения отмечали в 1621 году.

Годом ранее к берегам Омериги приплыл ставший знаменитым корабль Мэйфлауэр с первыми переселенцами. Первая зима для новоприбывших выдалась очень трудной, многие умерли от голода и болезней. И остальные тоже могли умереть, если бы не местные индейцы, которые поделились с колонистами своими знаниями о том, что и как выращивать в местных условиях. И семенами местных культур индейцы тоже скорее всего поделились. И не только семенами.

Через год после прибытия, в 1621 году переселенцы собрали первый урожай, который оказался очень хорошим и которым новоприбывшие были обязаны местным индейцам чуть более, чем целиком.


Если бы не помощь индейцев, о хорошем урожае не могло быть и речи. И никаких консервов в те времена не было, чтобы пережить еще одну зиму на старых запасах. И супермаркетов не было. И старбаксов с макдональдсами в то время в Омериге не было. И сесть на самолет, чтобы вернуться в Европу, было нельзя. Одним словом - карачун пришел бы первым американцам, если бы не гостеприимство индейцев, которые запросто могли замочить незваных гостей, но вместо этого помогли им пережить самую трудную зиму и научили особенностям местного земледелия.

И переселенцы это прекрасно понимали.

Поэтому первый губернатор колонистов предложил устроить праздничный ужин, на который был приглашен вождь с индейцами из того племени, которое помогло колонии выжить.

Это был день благодарности Господу (ясное дело, что для верующих людей все происходит по воле божьей) и местным жителям, то есть индейцам.

И главное традиционное блюдо на День Благодарения - это индейка, то есть местная курица, разводить которую колонистов научили индейцы, а значит поделились своими индейками, потому что привезти индеек из Европы переселенцы в принципе не могли.

С тех пор на каждый День Благодарения американцы запекают индейку целиком или готовят блюда из индейки - это стало главным элементом праздника. Индейки в День Благодарения присутствуют не только на праздничном столе, но и в виде различных изображений и других символов, вплоть до надувных индеек, с которыми проводится ставший традиционным за последние сто лет парад в Нью-Йорке.

Также традиционными блюдами на День Благодарения являются тыква и кукуруза - тоже местные культуры, выращивать которые переселенцев научили индейцы.

Таким образом, День Благодарения восходит к помощи, которую индейцы оказали первым переселенцам и не будь этой помощи - никакого Дня Благодарения не возникло бы в принципе.

Если бы не помощь индейцев - первая колония скорее всего загнулась бы, если не в первый год, то во второй или в третий. И если бы даже кто-то из переселенцев выжил, то праздновать было бы просто нечего, разве что прибытие новых кораблей из Европы, но тогда праздник назывался бы как-нибудь иначе и атрибуты у него были бы другие.

А благодарить Господа можно в любой день и в связи с любым событием - прибытием к берегам Нового Света, победой в войне и чем угодно еще.

Благодарность Господу - это для верующего человека общее место во всех праздниках. А вот индейки, тыквы, кукуруза и праздник, который начали отмечать в 1621 году, пригласив на него индейцев с вождем - он связан исключительно с этими самыми индейцами.

Но вот, что интересно:

Про благодарность Господу американцы помнят, а вот про индейцев поспешили забыть. Хотя индейку готовят исправно, что по идее должно напоминать об индейцах само по себе, каждый год за каждым праздничным столом, по всей стране.

Только где, собственно говоря, сейчас индейцы, которые так гостеприимно приняли в свое время первых американцев, поделились с ними первыми индейками, научили выращивать местные культуры и вообще помогли выжить самым непосредственным образом?

Где сейчас индейцы?

Индейцы сейчас преимущественно в резервациях, которые по сути своей являются концлагерями, только саморегулируемыми. И людей там в печках не сжигают, люди там просто спиваются и вымирают сами по себе. Тоже по сути сгорают, только самостоятельно и изнутри. Получается очень гуманно и экономично.

И никто почему-то на День Благодарения больше не приглашает к себе за стол индейцев и их вождей.

Интересно получилось, да?

Традиция жрать индейку за триста (скоро уже четыреста) лет сохранилась, а традиция приглашать за стол индейцев куда-то исчезла.

А как насчет того, чтобы ответить индейцам взаимностью и поделиться с ними плодами своей цивилизации - науками, технологиями, продуктами, помочь им выжить в новом мире, который переселенцы построили на их земле? Нет? Не вошло в традицию?

И вот в этом весь американский менталитет.

Тут помнят, тут не помнят, тут играют, тут не играют.

Индейку - помнят, индейка вкусная и символичная.

Кукуруза - вкусная.
Тыква - вкусная и прикольная.

Индейцев - не помнят. Индейцы больше не нужны.

Назвать вертолет или веб-сервер по имени индейского племени - это еще могут, это прикольно, слово красивое, но не более того. Даже отчисления за использование названия племени скорее всего не делают, хотя могли бы.

Но ладно бы просто не помнили, а они же вытеснили индейцев с родной земли, поделили землю между собой и установили собственные законы. Ладно бы взяли себе половину земли и отдали за это индейцам часть мест в парламенте. И были бы в парламенте не республиканцы с демократами, а колонисты с аборигенами. И каждый четный президент был бы коренным американцем. Или так: если побеждает переселенец - вице-президентом становится коренной американец и наоборот.

А получилось так, что переселенцы быстро прибрали к рукам все.

Научились сами разводить индеек, выращивать тыкву и кукурузу, обосновались, приспособились и... спасибо, подвиньтесь. И еще подвиньтесь. И еще подвиньтесь...

И ведь так не только с индейцами, так во всем.

Помнят только то, что выгодно. И принимают в расчет только то, что выгодно принимать в расчет. А если что-то мешает - быстро забыли и "вас тут не стояло".

Вот сейчас американцы впереди планеты всей на поприще борьбы с терроризмом. А то, что этот самый терроризм стал результатом разрушения Ирака, Ливии и Сирии, а еще раньше - результатом поддержки афганских моджахедов - быстро забыли.

Вот ввели войска в Афганистан ради борьбы с террористами, потому что где-то там якобы когда-то скрывался Бин Ладен, который якобы организовал теракт 11 сентября (на самом деле это так и не доказано, а Афганистан к этому и вовсе не имеет никакого отношения), а про то, что за 22 года до этого осуждали Советский Союз за ввод войск в Афганистан, у которого было в сто раз больше оснований - забыли.

Про химическое оружие, которым располагала Сирия - очень сильно беспокоились, хотя Дамаск его ни разу не применил, все факты применения СДЯВ были со стороны террористов и оппозиции. А про то, что американские компании во время Второй мировой поставляли Гитлеру компоненты для производства отравляющих веществ - забыли. Равно как и про применение белого фофора американскими войсками в Фаллудже и агента Оранж во Вьетнаме. А ведь это все химическое оружие, которое не просто хранилось где-то на американских складах, но и применялось, причем массированно, а не в виде единичных случаев. Я уже не говорю о том, что США - единственная страна в мире, применившая ядерное оружие в ходе войны и даже не сожалеющая об этом.

Про Крым американцы напоминают нам при каждом удобном случае, а про Косово забыли. Равно как и про поглощение ГДР со стороны ФРГ безо всякого референдума. Покажите мне ГДР на карте Европы или результаты референдума о воссоединении Германии. Не можете?

Покажите Палестину, которая должна была появиться одновременно с Израилем, но так и не появилась. Израиль есть, а про Палестину забыли.

И этот список двойных стандартов и выборочной американской памяти можно продолжать и продолжать.

А принцип этой избирательности - тот же самый, что и в праздновании Дня Благодарения, когда традиция готовить вкусную индейку сохраняется на протяжении почти четырехсот лет, а про индейцев очень быстро предпочли забыть.

И этот принцип, эта традиция помнить вкусное и забывать о том, откуда оно возникло и кому нужно сказать спасибо (кроме Господа, разумеется) - он был заложен с самого начала. Этот принцип избирательной памяти, избирательной трактовки событий, избирательного подхода к политике - он лежит в самом основании американского государства и стал частью менталитета американцев.

По сути своей большинство американцев - неплохие люди - такие же, как многие другие - простые обыватели, работяги, домохозяйки. Но их портит принцип избирательной памяти и избирательной политики, который был заложен в самую основу государства и стал частью американской традиции.

Американцев портит День Благодарения, когда они ставят на стол индейку, но ни на секунду не задумываются о том, как она возникла и кому, кроме Господа, они обязаны этой индейкой, а также тыквой, кукурузой и землей, на которой живут. И что стало с индейцами, тоже не задумываются.

Американцы едят индейку, не задумываясь о ее происхождении и считают это нормальным, правильным, естественным, справедливым. И благодарят Господа, считая себя верующими, хотя верующий человек в сначала должен поблагодарить того, кто с ним поделился индейкой непосредственно, а потом уже Господа.

Верующими были первые переселенцы, которые на праздничный ужин пригласили вождя и сотню индейцев, поблагодарив их за гостеприимство и помощь. Но потом в какой-то исторический момент эта вера исчезла, традиция была извращена и вслед за этим извратился, изуродовался менталитет целого народа, после чего и политика власти, которую породил этот народ. Или наоборот - сначала извратилась политика, а потом менталитет, тут уже не разобрать, что было причиной, а что следствием.

Но факт в том, что за прошедшие четыреста лет главный национальный праздник, с которого началась жизнь колонистов в Америке (а граждане США - почти все так или иначе колонисты), менталитет народа и политика власти оказались извращены, изуродованы принципом избирательной памяти, когда американцы могут поставить себе на стол индейку на главный национальный праздник, не задумываясь о ее происхождении, когда они могут благодарить Господа, поступая вопреки заповедям, когда они могут отделять причины от следствий и следствия от причин, используя только то, что им выгодно и быстро забывая о том, что к этому привело или что последует за тем или иным выгодным для них решением.

Потому что людей, которые даже не понимают, что они поступают неправильно, что неправильно действует их власть, за которую они голосуют, что политика их государства по отношению к другим неправильная и местами даже преступная - таких людей можно только пожалеть. Я им не судья, чтобы осуждать. Они сами себя осуждают и сами себя когда-нибудь накажут. Они и их власть.

Их накажет Господь, которого они благодарят, нарушая заповеди и забывая про других, таких же, как они, сынов божьих, которых они должны были благодарить каждый год. Или хотя бы не уничтожать - ни в своей стране, ни в других.

X-True

0 комментариев
Войдите, чтобы оставить комментарий. Простая в два клика.
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!