Новые бранные слова, поселения и пирамиды: что нашли археологи в уходящем году

Исследования в современной археологии ведутся сразу по многим направлениям, и это позволяет учёным совершать весьма неожиданные открытия. В уходящем году спектр находок был чрезвычайно широк: от иголок времён неандертальцев до бранных слов на берестяных грамотах в Древней Руси. RT представляет наиболее интересные результаты археологических экспедиций 2016 года и рассказывает, какими новыми технологиями пользуются сегодня исследователи памятников старины.Новые бранные слова, поселения и пирамиды: что нашли археологи в уходящем году © Swen Pfцrtner / globallookpress.com

Новые технологии и старые находки

У учёных не ослабевает интерес к традиционным направлениям археологии — античному, славяно-русскому, скифо-сарматскому. Интересуются исследователи и наследием эпохи Бронзового века, неолита и палеолита. «Новые же направления в основном связаны со стыками различных наук, — рассказал RT научный сотрудник отдела классической археологии Института археологии РАН Николай Сударев. — В археологии это, например, геоинформатика, использование неразрушающих методов зондирования, геофизика».

Такие методы применяются для исследования разных находок и порой приводят к неожиданным результатам. Так, изучая при помощи технологии, основанной на рентгене, знаменитый храм, который майя посвятили пернатому змею в Чичен-Ице (на севере полуострова Юкатан), мексиканские учёные нашли более раннюю постройку внутри двух более поздних. А исследователи из Университета Йорка при помощи сканирующих устройств исследовали наскальные рисунки на высоте более 2 тыс. метров над уровнем моря во Французских Альпах. Считается, что изображениям, созданным в суровых условиях древними обитателями гор, около 8 тыс. лет.

Привычные раскопки, с одной стороны, позволяют получать информацию, но с другой — разрушают памятники.

Говоря об актуальных направлениях современной археологии, научный сотрудник отдела классической археологии Института археологии РАН Николай Сударев отметил важность разработки новых методов изучения исторических находок. Он пояснил, что привычные раскопки, с одной стороны, позволяют получать информацию, но с другой — разрушают памятники. Поэтому особую важность приобретают методы, которые позволяют вести исследования и при этом сохранять следы древней истории.

«Это создание различных геоинформационных баз и археологических карт. Сейчас достаточно много стали заниматься именно этой проблемой, — продолжает Сударев. — Институт археологии РАН как раз недавно создал археологическую карту памятников России. Это направление очень актуально: сейчас повсюду активно идёт строительство, волей или неволей уничтожаются памятники, а они — невосполняемый ресурс. Если уничтожить памятник, его ведь уже нельзя восстановить. Поэтому важно не позволить их разрушить. И сейчас эти методы совершенствуются с такой скоростью, что, как бы аккуратно человек ни работал, через несколько лет он уже отстанет от науки».

Тем временем российские учёные не прекращают проводить исследования на территории страны. Так, в районе средневекового Новгорода в этом году обнаружили берестяную грамоту XIV века с неизвестным ранее словом — «посак». По мнению лингвистов, это могло быть бранное слово, которым на Руси называли воров и мошенников. Правда, суть сообщения на грамоте пока не ясна. А сибирские археологи заявили, что в Горном Алтае они нашли семисантиметровую иголку для шитья, созданную 50 тыс. лет назад. Что интересно, по их мнению, её изготовили ещё древние гоминиды, жившие в Денисовой пещере.

Новые бранные слова, поселения и пирамиды: что нашли археологи в уходящем году © Новгородский государственный объединённый музей-заповедник

Одно из самых недавних открытий отечественных археологов — поселение времён Железного века (примерно с I тысячелетия до н.э. до IV века н.э.) на территории замка XIII-XIV века. Раскопки на месте Кёнигсбергского замка ведёт Самбийская археологическая экспедиция Института археологии РАН. Местность начали исследовать больше десяти лет назад. Позже появилась идея восстановить замок — необходимость продолжения работ объясняется попытками найти следы первоначального строения. В ходе последнего на данный момент этапа работ археологи исследовали западный флигель и неожиданно нашли следы поселения, существовавшего около 2,5 тыс. лет назад. Свидетельств более давнего обитания людей на этой территории пока нет. Раскопки продолжатся в 2017 году.

Буквы на камне

В истории изучения древних народов, источники данных о которых иногда кажутся исчерпанными, в последнее время были совершены несколько новых открытий, обеспечивших специалистов работой на долгое время вперёд.Одним из таких открытий стала этрусская каменная плита весом более 225 кг с выбитым на ней текстом. Когда её только нашли недалеко от современной Флоренции, археологи и лингвисты изумились открывшимся перспективам. Тексты такого объёма едва ли попадались на глаза учёным за всё время исследования этого народа. Обычно от этрусков оставались короткие надписи на глиняной посуде, статуях и надгробиях. Возраст плиты оценили в 2,5 тыс. лет. Спустя несколько месяцев совместной работы специалистов по древним языкам и сравнительной лингвистике учёные заявили о сенсационном открытии: на плите удалось распознать имя древней богини плодородия Уни.

Текст расшифрован пока только наполовину, в нём встречаются незнакомые слова. На плите высотой 1,2 метра и шириной 0,6 метра аккуратно выбиты 120 символов. Стоит отметить, что точное происхождение этрусского языка до сих пор не установлено. В основе же письменности лежит греческий алфавит, который этруски могли позаимствовать у переселенцев в VII в до н.э. Сейчас учёные склоняются к тому, что текст имел характер посвящения или свода правил поведения в храме, частью стены которого являлась плита.

Одним из важнейших для Великобритании стало открытие, которое совершили учёные из Университета Шеффилда. Всё началось с того, что металлопоисковик-любитель обнаружил в болотистой местности на северо-востоке Англии старое стило и передал его через службу археологических находок исследователям. Как оказалось, в заболоченной местности был довольно крупный остров, который сейчас почти не заметен. Учёные создали модель, которая демонстрирует, как выглядел остров в водоёме в VIII веке нашей эры.

Археологи исследовали местность и нашли 21 инструмент для письма, около 300 булавок, множество монет, относящихся к VII-VIII веку, и свинцовую табличку с женским именем. Учёные считают, что исследованная часть территории представляет собой угодья монастыря или центр торговли, и надеются найти на острове крупное англо-саксонское поселение.

В античном мире археологов удивил ещё один город. Речь идёт о Кноссе на острове Крит. Там с 2700 по 1400 годы до н.э. процветала древняя цивилизация. Даже те, кто не увлекается историей минойской цивилизации, наверняка узнают роскошный Кносский дворец с ярко-красными стенами и чёрными колоннами и вспомнят мифологического минотавра — чудовище с головой быка, обитавшее в лабиринте.

Обветшание цивилизации связывают с социально-политическим кризисом. Однако, как выяснилось к началу 2016 года, древний город возрождался и после падения минойской цивилизации. По словам участника исследования Антониса Котсонаса, археологи обнаружили следы активного импорта из Греции, с Кипра, с территории Италии, Сардинии и других стран. О богатстве же говорят «статусные» находки — усопших в это время продолжали хоронить с предметами роскоши. Даже с учётом уже проведённых многолетних исследований требуется продолжение археологических работ в этой области.

Пирамидальный интерес

Не будет ошибкой сказать, что за последний век интерес к пирамидам, которые обнаруживают в разных частях света, не ослабевает. Иногда это приводит к новым находкам, иногда исследователей удивляют уже знакомые постройки. Например, неподалёку от города Куэнка на востоке Испании местный житель якобы обнаружил рукотворное строение — ранее ничего необычного на небольшом холме никто не замечал. Осмотрев предполагаемое строение, археолог заявил, что оно состоит из прямоугольных блоков, однако никаких более точных данных пока не появлялось.

Древняя пирамида, обнаруженная летом в Казахстане экспедицией Сарыаркинского археологического института, моментально приковала к себе внимание всего мира. По предварительным оценкам, возраст её может превышать 3 тыс. лет. Строение хоть и меньше по размеру, однако по форме напоминает египетские пирамиды. По мнению учёных, «Бегазинская пирамида» расположенная неподалёку от Караганды, была построена в качестве усыпальницы местного правителя. Что любопытно, ступенчатый мавзолей по конструкции напоминает первые пирамиды в Египте — такие, как самая ранняя из обнаруженных, принадлежавшая фараону Джосеру и построенная в III тысячелетии до нашей эры.

Фото Виктора Новоженова.

Но история страны пирамид тоже преподнесла учёным несколько немаловажных сюрпризов. Так, исследователи убедились в том, что нашли ноги одной из самых красивых женщин Древнего Египта, жены Рамзеса II Нефертари. Её гробница, давно разграбленная, занимает особое место среди усыпальниц фараонов: стены её покрыты искусно выполненными рельефами, изображающими её путешествие согласно тексту «Книги мёртвых». Ещё одно открытие, поразившее египтологов — дневник строителя пирамиды. Записи датировали 27 веком до н.э., а автором его был мастер Мерер, работавший над самой пирамидой Хеопса.