Операция «Искра» - надежда блокадного Ленинграда

Прорваться к окруженному Ленинграду удалось далеко не с первого раза. Но многомиллионный город, душимый голодом, отчаянно нуждался в помощи. За прорыв блокады в январе 43-го отдали жизни более 30 тысяч человек. Операция, названная «Искрой», завершилась 30 января, а уже в начале февраля в Ленинград прибыл первый поезд с Большой земли.

Прорвать «бутылочное горло»

В течение 1942 года советское командование неоднократно предпринимало попытки прорвать блокаду Ленинграда. В январе-апреле была проведена наступательная операция в районе деревни Любцы, в августе-октябре — в направлении деревни Синявино и станции Мга. Обе кампании успеха не имели. Положение осажденного города оставалось крайне тяжелым, и к началу 43-го была спланирована новая операция под кодовым названием «Искра».

Наступление должно было осуществляться силами Ленинградского и Волховского фронтов при содействии Балтийского флота, Ладожской флотилии и авиации дальнего действия.

Координировать действия поручили маршалу Клименту Ворошилову и генералу армии Георгию Жукову.

Суть операции сводилась к встречному удару сил Ленинградского фронта с запада и Волховского — с востока, в районе «шлиссельбургско-синявинского выступа», там, где расстояние между войсками было наикратчайшим.

Однако этот участок фронта считался и самым вероятным для наступления. Враг это понимал и за полтора года создал здесь мощнейшую оборонительную систему с долговременными оборонительными сооружениями, опорными пунктами, минными полями и проволочными заграждениями.

В районе «шлиссельбургско-синявинского выступа» (немцы называли его «Flaschenhals» — бутылочное горло) находилась наиболее крупная группировка 18-й армии генерал-полковника Георга Линдемана — около пяти дивизий общей численностью до 70 тысяч человек. Нацистские силы имели около 450 орудий и 250 минометов различных калибров, до 50 танков и около 450 самолетов.

Подготовка наступления

На подготовку операции отвели около месяца. Бойцов предстояло обучить тактике наступления зимой, преодолевать мощную эшелонированную оборону противника в условиях лесной и болотистой местности. Специально для этого в тылу построили полигоны, имитирующие участки предстоящего наступления, и проводили военные игры.

Огромная роль в операции отводилась артиллерии. На обоих участках фронтов ее планировали применять в полном объеме, начиная с артподготовки атаки и артиллерийской поддержки штурмовых частей, и заканчивая сопровождением наступающих войск.

Авиация должна была прикрыть советское наступление от ударов вражеских самолетов.

Для наступления сформировали ударные группировки Ленинградского и Волховского фронтов, которые значительно усилили артиллерийскими, танковыми и инженерными соединениями. Так, Ленинградский фронт получил одну стрелковую дивизию, четыре стрелковые бригады и зенитно-артиллерийскую дивизию, а Волховский фронт — пять стрелковых дивизий, три стрелковые и лыжные бригады и одну инженерно-саперную бригаду. Всего к наступлению готовились более 300 тысяч бойцов, а в составе группировки насчитывалось около 4 900 орудий и минометов, более 600 танков и более 800 самолетов.

Ход операции

Перед наступлением, в ночь с 11 на 12 января, авиация Волховского и Ленинградского фронтов нанесла массированный удар по заранее намеченным целям — штабам, аэродромам и узлам коммуникаций — в районе предстоящего прорыва. В 9.30 утра началась сильнейшая артподготовка, а через два часа штурмовые бригады фронтов, сопровождаемые огнем сотен орудий, пошли в атаку.

Тренировки не прошли даром: невзирая на ответный огонь и сложную местность, советские войска метр за метром буквально прогрызали оборону врага.

Вслед за штурмовыми бригадами к позициям противника устремились основные части нашей армии.

Немецкие силы отчаянно сопротивлялись, советская пехота продвигалась медленно и неравномерно. За два дня расстояние между наступавшими сократилось до двух километров, а встретились бойцы двух фронтов 18 января в районе рабочих поселков №1 и №5. В этот день сухопутная связь осажденного Ленинграда с Большой землей наконец была восстановлена.

Спустя два дня, 20 января, советская армия пыталась развить успех наступления и расширить позиции, но безуспешно: немцы подтягивали резервы на опасные участки фронта — живую силу и артиллерию — и дальнейшее наступление захлебнулось. Для того чтобы удержать завоеванные рубежи, наши войска перешли к обороне.

Итоги

В ходе операции советская армия понесла огромные потери — около 115 тысяч человек, из них более 33 тысяч погибшими. Потери немцев составили более 30 тысяч человек, погибшими — около восьми тысяч.

Первый поезд, прибывший в блокадный Ленинград по дороге Поляны-Шлиссельбург, Финляндский вокзал, 7 февраля 1943 г.

Однако главная цель — прорыв блокады и сухопутная связь города с Большой землей — была достигнута.

За рекордный срок — в течение всего семнадцати дней — вдоль берега Ладожского озера проложили железнодорожную ветку Шлиссельбург-Поляны, получившую название «Дорога Победы».

Уже 7 февраля ленинградцы на Финляндском вокзале с ликованием встретили первый поезд с продовольствием.

0 комментариев
Войдите, чтобы оставить комментарий. Простая в два клика.
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!