Места Ленобласти, рассказывающие о блокаде Ленинграда

Во время блокады Ленинграда были построены «Дорога жизни» и «Дорога победы», но мало кто знает где, как и кем они были сооружены. Музеи Всеволожского района Ленинградской области поэтапно описывают строительство и быт людей, участвовавших в спасении осаждённого города.

Война ступила на территорию Ленинграда 8 сентября 1941 года и длилась в течение 872 дней. Немецкая армия группы «Север» блокировали город с суши. Союзники немцев финны заняли боевые позиции в Карельском укрепрайоне, осаждая Ленинград с севера. Северная столица оказалась отрезанной от коммуникаций: железнодорожных, речных и автомобильных. Огромное количество людей оказались заложниками блокады. Один из возможных путей спасения лежал через Ладожское озеро. Военное положение вынудило людей создать спасательный маршрут, который был способен обеспечить осажденный город продовольствием, топливом и боеприпасами, а также позволил бы эвакуировать жителей Ленинграда.

13 ноября 1941 года начальником тыла Ленинградского фронта Феофаном Николаевичем Лагуновым был подписан приказ «Об организации постройки ледяной дороги по водной трассе мыс Осиновец — маяк Кареджи». Во время проверки льда на прочность оказалось, что через острова Зеленцы провести маршрут будет надёжнее. 22 ноября из Ленинграда двинулась первая пустая колонна из 60 полуторок, которая прибыла на следующий день на восточную сторону Ладожского озера. 24 ноября в осаждённый город уже привезли 33 тонны хлеба. С ноября 1941 по апрель 1942 года по ледовой дороге в Ленинград было доставлено 262 тысячи тонн продовольствия, а из осаждённого города эвакуированы более 550 тысяч человек.

Фото: http://otpusk-info.ru

Но были созданы и другие пути коммуникации. Существовала «Малая дорога жизни» через Финский залив от Лисьего носа или Горской через Кронштадт до Ораниенбаума. С ноября 1943 года через Лисий Нос были переправлены флотские и армейские силы, а летом 1944 года из Ораниенбаума было доставлено значительное количество боевой техники и двадцать две тысячи военнослужащих, которые сыграли немаловажную роль в освобождении осаждённого города.

Фото: http://900igr.net

Также в ходе блокады Ленинграда была построена «Дорога Победы». В день прорыва блокадного кольца, 18 января 1943 года, Комитет Обороны СССР принял постановление о строительстве на освобожденной территории новой железнодорожной ветки от станции Шлиссельбург, на Ириновской железнодорожной линии, до платформы Поляны. На работы было отведено 20 дней. Болотистая и пересеченная местность были непригодны для прокладывания железнодорожных путей. Ситуация усугублялась суровыми погодными условиями: зима выдалась холодной с сильными морозами и буранами. Фашисты даже думали, что люди, принимающие участие в строительстве дороги и управлении поездами — смертники, выпущенные из тюремных камер. Но это не помешало построить 33-километровую дорогу в рекордно-сжатые сроки — 17 дней. Строительство проходило под шквальным огнем с 22 января и завершилось 5 февраля 1944 года. 7 февраля поезд с продовольствием прибыл в осаждённый Ленинград. Люди плакали от радости. В связи с непрекращающимся обстрелом составы двигались по ночам, а через каждые 2 км стояли «девушки-светофоры», указывающие путь. Одновременно со ж/д путём проводились работы по установке 1300-метрового низководного свайно-ледового моста. Работы были выполнены за 12 дней. После первых перегонов поездов было принято решение о постройке однопутного железнодорожного моста через Неву, по которому мог проезжать и автотранспорт. Мост в 852 метра вошел в эксплуатацию 19 марта.

Фото: http://blokada.otrok.ru

Для сохранения исторического наследия на территории Всеволожского района созданы два музея, которые передают атмосферу тех страшных дней. Музей «Дорога победы» на станции Петрокрепость и мемориальный музей «Дорога жизни» в поселке Осиновец.

Музей «Дорога победы»

Музей «Дорога победы» расположен в поселке имени Морозова в здании вокзала станции Петрокрепость.

Добраться до него можно:

на электричке с Финляндского вокзала до железнодорожной станции «Петрокрепость», что займёт чуть больше часа; автобусом № 511 — Санкт-Петербург, станция метро «Улица Дыбенко» — Посёлок имени Морозова; автобусом № 512 — Всеволожск, Привокзальная площадь — Посёлок имени Морозова; автобусом № 608 — Посёлок имени Морозова — Петрокрепость; автомобиль.

Прозванная в народе «Коридором смерти», а ныне «Дорога победы» не была зафиксирована на картах СССР. Кроме того, дорогу запрещалось снимать на фото или кинопленку, проводимые работы были засекречены, поэтому мало что о ней известно и сейчас.

Первый локомотив, вошедший на территорию осаждённого города по «Дороге победы», расположен напротив входа в музей и входит в музейный комплекс Октябрьской железной дороги.

Экспонатов не много, но работник музея, которая непосредственно общалась с людьми, принимавшими участие в строительстве «Дороги победы», рассказывает о них интересные факты. В экспозиции музея представлены макет «Дороги победы» и несколько фотографий строительства и первого состава, а также боеприпасы, которые использовались в ходе военных действий и предметы быта: швейная машина и маникюрные ножницы, конверты, открытки и билеты, полевая сумка, фляга и другие.

Сохранились и детские игрушки. Известно, что из около 40 автобусов, которые вывозили детей из осажденного города, примерно 10 не доехали до места назначения.

Стенд с личными вещами детей, которые находились в блокадном Ленинграде

В музее также имеются схемы строительства, проекты по строительным работам и карты.

Можно также увидеть сооружения, в которых находились «девушки-светофоры», которые во время блокады были живыми мишенями для вражеских войск.

Прототип будки, в которых находились «девушки-светофоры», ожидая прибытия следующих подвижных составов.

К 70-летию прибытия первого поезда в осаждённый Ленинград музей оснастили новым техническим оборудованием, с помощью которого можно посмотреть фильмы о военных днях.

Стоит учесть, что музей работает со среды по воскресение, с 10:30 до 18:00. Вход в музей бесплатный и доступен для посетителей до 17:00.

Музей «Дорога жизни»

Мемориальный музей «Дорога жизни» расположен в поселке Осиновец.

Добраться до него можно:

на электропоезде с Финляндского вокзала до железнодорожной станции Ладожское озеро, далее пешком около 1 км в сторону Ладожского озера; на машине, двигаясь в северо-восточном направлении со стороны Ржевки по Рябовскому шоссе (А 128) на Всеволожск (45 км). При движении по КАД съезд по указателю на Всеволожск.

Музей «Дорога жизни», основанный в 1972 году, является филиалом Центрального военно-морского музея. В 2015-2016 годах произошла масштабная реконструкция, в результате которой музей преобразился и приобрел вид мемориального комплекса.

На площадке возле музея можно увидеть:

транспортный самолет ЛИ-2 — подобные самолёты доставляли продовольствие и медикаменты в Ленинград; автомашина ГАЗ-АА, перевозившая грузы и эвакуировавшая ленинградцев, которая была поднята со дна Ладожского озера; катер Ладожской военной флотилии МО-4, являющийся участником боев на Ладоге; буксир; зенитные, полевые и корабельные орудия.

Основная экспозиция музея находится в двухэтажном здании с оригинальной конструкцией прямо напротив проходного пункта. Многие посетители гадают, что подразумевали архитекторы при строительстве такой необычной конструкции. Кто-то видит ледяную ладожскую глыбу, другие считают, что это нос корабля.

В главном здании представлено большое количество экспонатов: интерактивные карты, макеты, плакаты и картины, оружие, которое изготавливали в Ленинграде во время блокады, приборы и модели кораблей, обмундирование и водолазный костюм, предметы обихода.

Экспозиция музея восстанавливает полную хронологию событий: о блокаде Ленинграда, первой и второй навигации, создании ледовой дороги, о том, как упорное сопротивление со стороны русского народа не позволило врагу ни войти в город, ни продвинуться вдоль берегов Ладоги, чтобы отрезать его от «Дороги жизни».

В павильоне администрации имеется:

симулятор «Полуторки» — в кабине грузового автомобиля можно отправиться в виртуальный рейс по ледовой дороге, где вокруг поджидают полыньи и обстрел врагов. интерактивный стрелковый тир, где можно пострелять из пистолета Макарова и автомата Калашникова, при выполнении миссии. конференц-зал интернет-кафе мультимедийная система.

Следует принять во внимание, что музей работает с 11:00 до 18:00, понедельник, вторник и последний четверг месяца – выходные дни.

Осиновецкий маяк

Неподалеку от музея «Дорога жизни» возвышается действующий с апреля по ноябрь Осиновецкий маяк, который был важным ориентиром для навигации в военный период.

Ладожское озеро стало связующим звеном между блокадным Ленинградом и Большой землёй. Конечно же существовал и воздушный путь, но он мог только частично помочь осаждённому городу. Осиновецкий порт принял несколько сотен тысяч тонн различных грузов для осажденного города-героя. Свыше полумиллиона человек было вывезено из Ленинграда при эвакуации водным путём.

Маяк до сих пор является действующим. Территория вокруг огорожена, но не охраняется. На нем около 23 лет отработал самый старый маячник России — Сергей Шулятьев. Также маяк входит в десятку самых высоких маяков мира.

Строительство маяка проходило с 1905 по 1910 года. Столько долгое время строительства связано с тем, что первоначальный подрядчик неожиданно разорился, а браться за столь сложное сооружение желающих не нашлось. В итоге он был построен на бюджетные деньги.

Маяк имеет высоту 70 метров и возвышается над уровнем Ладожского озера на 74, учитывая расположение ламп. Количество ступеней винтовой лестницы, по которой можно забраться на самый верх, равно количеству дням в високосном году — 366.

Свет маяка можно заметить на расстоянии около 40 километров. Периодичность мигания ламп составляет 4 секунды.

Добраться до Осиновецкого маяка можно:

электричкой с Финляндского вокзала до станции «44 км» или «Ладожское озеро». на автомобиле по трассе А128 до мемориала Разорванное кольцо в районе села Коккорево, там направо в сторону Осиновца.

Шлиссельбургская крепость Орешек

Не последнюю роль в блокаде Ленинграда сыграла крепость Орешек, небольшой гарнизон которой смог в течение 500 дней удерживать Шлиссельбург от захвата, тем самым защищая «Дорогу жизни», по который вывозили людей из осажденного города.

Крепость Орешек с пристани в поселке имени Морозова

Крепость Орешек расположена на 24 км от Северной столицы, в истоке Невы от Ладожского озера. Старинная русская крепость 1323 года основания несколько раз меняла владельцев: от русских к шведам и обратно. В 1702 году стала тюрьмой для политических преступников. Первыми заключёнными были сестра Петра I Мария Алексеевна, а потом его первая жена Евдокия Лопухина. Изначально крепость имела 10 башен, 6 из которых сохранились до наших дней.

Фото: https://anashina.com

Добраться до Орешковой крепости можно:

автобусом от петербургского метро «Улица Дыбенко» №511 до станции Шлиссельбург; автобусом от Всеволожска №512 до перекрестка улиц Мира и Скворцова в поселке имени Морозова; на электричке от Финляндского вокзала до железнодорожной станции «Петрокрепость». на машине из Санкт-Петербурга с Мурманского шоссе — трасса Р-21 «Кола», перед виадуком поворот на посёлок имени Морозова. На светофоре в поселке поворот направо по улице Скворцова вдоль «Магнита» и аптеки, через 1,5 километра причал.

В первых трёх случаях придется от 3 до 15 минут прогуляться до причала. Паромы к крепости ходят каждый 10 минут.

Стоит учесть, что летом крепость работает ежедневно с 10 до 18, в выходные и праздничные дни с 10 до 19, но паромы заканчивают курсировать в 17:15 по будням и в 18:15 по выходным и праздникам. В мае: будние дни — 10-17, паром уходит в 16, а по выходным и дни гуляний с 10 до 18, последний паромный рейс в 17:00. Местные жители настоятельно рекомендуют посещать крепость в летний период.

Стоимость посещения крепости составляет 250 рублей. Для пенсионеров, студентов и школьников — 100 рублей. Дети до 7 лет проходят бесплатно.

А вы знали?

На 6 км Дороги жизни располагается усадьба Приютина, которая когда-то принадлежала дворянскому роду Олениных, происходивших от Рюриковых. Дом Олениных во главе с российским государственным деятелем Алексеем Николаевичем, стал пристанищем для творческих личностей того времени. В «Оленинский кружок» — культурную тусовку входило множество знаменитых людей. Например, Пушкин, который в своё время ухаживал за младшей дочерью хозяина поместья и посвятил ей стихотворение «Я вас любил: любовь еще, быть может…». Также почетными гостями усадьбы стали баснописец Крылов, композитор Глинка и поэт Гнедич. Последний написал перевод «Иллиады» именно на территории поместья.


Автор: Маргарита Константинова -
0 комментариев
Войдите, чтобы оставить комментарий. Простая в два клика.
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!