Роспотребнадзор: Возврат, обмен или замена товара в аптеке

В связи с поступающими обращениями потребителей на «горячую линию» Управления Роспотребнадзора по Псковской области за разъяснениями по поводу невозможности возврата продукции, приобретенной в аптеке, сообщаем:

В соответствии со ст. 25 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» покупатель вправе вернуть либо обменять на аналогичный приобретённый им непродовольственный товар, который не подошёл ему по какому-либо из указанных в Законе критериев, продавцу, даже если качество купленной вещи полностью соответствует всем установленным требованиям. При этом приоритетным является обмен товара на аналогичный. Полный отказ от покупки (с возвратом уплаченных им денежных средств) допускается только в том случае, если на момент обращения у продавца отсутствует товар для замены. Воспользоваться этим правом потребитель может в течение 14 дней, не считая дня его покупки. Однако это правило распространяется не на каждую покупку.

Правительством РФ определяются товары, не подлежащие возврату и обмену. Согласно «Перечню непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 .01.1998 N 55, не может быть возвращен ряд непродовольственных товаров надлежащего качества, в том числе, лекарственные препараты, товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, инструменты, приборы и аппаратура медицинские, средства гигиены. Таким образом, товары надлежащего качества, приобретенные в аптеке, возврату или обмену не подлежат.

Если вы купили в аптеке товар с недостатками, то следует иметь в виду, что в соответствии с требованиями ст. 18, Закона о защите прав потребителей N 2300-от 17 февраля 1992 года у потребителя есть права при обнаружении в товаре недостатков:

Если недостатки товара обнаружены покупателем в период гарантийного срока, бремя доказывания того, что дефект возник в результате неправильной эксплуатации, лежит на продавце.

Если же поломка произошла за рамками срока гарантии, предполагается, что недостатки возникли по вине потребителя, пока последний также не докажет обратное (в этом случае уже сам потребитель должен позаботиться о проведении экспертизы за свой счет).

Если на товар не установлен гарантийный срок, то потребитель вправе предъявлять претензию продавцу по общему правилу в течение двух лет со дня передачи товара потребителю. В этом случае доказывать, что недостатки возникли не по вине потребителя, придется ему самому.

В том случае, когда недостатки товара обнаружились в период гарантийного срока, потребитель, по своему выбору, согласно статье 18 Закона «О защите прав потребителя» вправе потребовать у продавца:

- безвозмездного устранения недостатков товара;

- соразмерного уменьшения покупной цены;

- замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);

- замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.

- Потребитель вместо предъявления этих требований вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

Согласно закона продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и, в случае необходимости, провести проверку качества, которая проводится силами продавца. Нужно иметь в виду, что согласно Закона потребитель имеет право предъявить требования не только к продавцу, но и к изготовителю, уполномоченной организации, уполномоченному индивидуальному предпринимателю. Потребитель имеет право участвовать в проверке качества. Эта процедура предполагает возможность прийти к какому-то соглашению сторонам, но если этого не происходит, то проводится экспертиза товара (за счет продавца). Если требование потребителя связано с отказом от исполнения договора купли-продажи, а срок для удовлетворения этого требования установлен в 10 дней, то соответственно, и проверка качества, и экспертиза должны быть проведены в эти сроки

Требование о замене товара должно быть удовлетворено в семидневный срок. Однако обычно продавец заявляет о необходимости дополнительной проверки качества такого товара. В этом случае срок замены не должен превышать 20 дней. Если у продавца в момент предъявления требования отсутствует необходимый для замены товар, замена должна быть произведена в течение месяца со дня предъявления такого требования.

При замене продукции ненадлежащего качества на такой же товар другой марки (модели, артикула) в случае, если стоимость товара, нуждающегося в замене, ниже стоимости продукта, предоставленного взамен, потребитель обязан компенсировать разницу в стоимости; в случае, если цена товара, подлежащего замене, выше цены товара, предоставленного взамен, то компенсация выплачивается покупателю.

При замене товара гарантийный срок начинает отсчитываться заново.

До сих пор существует заблуждение относительно возможности заявить требование об отказе от исполнения договора купли-продажи товара только в случае, если недостатки являются существенными. Это не так. Отказ от исполнения договора возможен при обнаружении любых недостатков товара.

Срок удовлетворения требования потребителя о расторжении договора купли-продажи составляет 10 дней.

По действующему закону при возврате клиенту отданной им за товар суммы денег продавец не имеет право удерживать из нее ту часть, на которую понизилась цена продукта из-за частичного или полного его эксплуатирования, потери им товарного вида или иных подобных факторов.

Нередко получается и так, что на момент удовлетворения требования потребителя или на момент вынесения решения суда, снизилась стоимость товара. В данном случае продавец должен вернуть именно ту сумму, за которую приобретался товар. И наоборот, если товар вырос в цене, продавец обязан будет выплатить еще и разницу, на которую товар стал стоить дороже, что особо актуально при приобретении товара со скидкой. Разумеется, такие условия договора как «приобретенные со скидкой товары обмену и возврату не подлежат» - недействительны, так как противоречат закону, такие условия не имеют юридической силы.

Следует помнить, что Продавец, допустивший нарушение установленных законом сроков, должен будет уплатить потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.

iluki.ru

0 комментариев
Войдите, чтобы оставить комментарий. Простая в два клика.
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!