Мы вычитываем правило перед Причастием, но этого недостаточно



Читательница "Правмира" Ирина Тихомирова продолжает делиться опытом духовной жизни и размышлениями о ней.


Подготовка к Причастию имеет одну цель – ввести наше сердце в состояние смирения и сокрушения. Только встает вопрос – достигаем ли мы этого состояния через положенные 3 дня поста и вычитанные каноны и молитвы? Предполагаю, что многие достигают. Но многие другие, включая меня, нет. У меня наоборот, подготовка к Причастию, а точнее ее самая сложная для меня часть – пост, дают мне ощущение, что теперь-то я уж точно «достойна». Предполагаю, что ощущение достоинства, которое испытываешь после тщательной подготовки к Причастию, близко не только мне, однако очевидно, что не такого сердца хочет от нас Господь, когда мы приступаем к Нему.

А какое должно быть сердце, чтобы приступать к Господу? «Духа сокрушенна и смиренна Бог не уничижит» – сказано в Писании, т. о. единственно, что важно, приступая ко Господу – это иметь сокрушенное и смиренное сердце. По словам святых отцов: «Бог судит о покаянии не по мере трудов, а по мере смирения» (Лествица), «Кто сколько погрузился в смирение, столько возвысится в преуспеянии», соответственно только то делание угодно Богу и нам во благо, которое нас смиряет. Смирение, из которого произрастают любовь и снисхождение к людям — это верный индикатор духовной жизни. Если наше делание, которое мы совершаем из самых благих побуждений, приводит нас к гордыне и самомнению — это дело нам вредит. «Если вы тщеславитесь постом вашим, то лучше бы было для вас есть мясо: не так вредно употребление мяса, как вредны гордость и надменность» (Отечник свт. Игнания Брянчанинова).

Как известно, перед Богом лучше грешник с покаянием, чем праведник с самомнением. «Грешный и ленивый человек, сокрушенный и смиренный сердцем, угоднее Богу человека, делающего много добрых дел и зараженного по их причине самомнением», – гласит Отечник свт.Игнатия (Брянчанинова). Поэтому лучше в смирении сердца, признавая перед Богом свою немощь, свое несовершенство, приступать к Святыне, чем в горделивом превозношении: «Я готовился, значит, я достоин».

К сожалению, многие священники не допускают до Причастия человека, если он не соблюл правило к Причастию. Здесь стоило бы вспомнить слова ап. Павла : «Буква убивает, а Дух животворит», что означает, что требование к тщательному соблюдению правила скорее способно создать препятствие для немощного человека на пути к Богу, чем помочь, потому что Бог – не в букве закона, Он не ограничен правилами и предписаниями, Он в живом и доверительном отношении, в живой вере и любви. Думаю, в жизни каждого христианина был случай, когда он отказывался от Святыни только потому, что не соблюл Правило. Таким образом, исполняются слова Спасителя: «Вы устранили заповедь Божию преданием вашим» (Мф 15:6), где заповедь – «Приидите, ядите, Сие есть Тело Мое... пейте от нея все, Сия есть Кровь Моя Нового Завета», а предание – соблюсти во что бы то ни стало Правило.

Поэтому, приступая к Причастию, мы, прежде всего, должны думать не о том, съели мы что-то или не съели, тщательно ли соблюли пост, вычитали ли все положенные молитвы, а должны заглянуть в свое сердце и посмотреть, в каком оно состоянии. Если в сердце живут сварливость, зависть, недоброжелательство, нелюбовь к ближнему, а также чувство «я достоин», то лучше немедленно раскаяться перед Богом в этом состоянии и попросить Его помощи в преодолении себя, исцеления своей души, и в смиренном духе приступать к Причастию.
Единственное состояние, единственные мысли, которые делают нас, скажем так, более-менее достойными – это чувство своего глубочайшего недостоинства, своей всегдашней неисправимости перед Богом. Приступая к Причастию, мы должны не о том думать, как бы нам скорей причаститься, и не о своем пустом желудке, а должны просить у Бога исцеления язв своей души, исправления, просить наставить нас на путь правды, исцелить наши недостатки, из которых главный – это отсутствие снисхождения и терпения к людям, обиды, злословие, сварливость, нелюбовь, а не то, что мы не смогли соблюсти пост и вычитать положенные каноны и молитвы.

Мерило правильной духовной жизни, как и правильной подготовки к Причастию – это состояние смирения, осознание своего несовершенства, своей немощи, и мысленное обращение к Богу об исцелении язв своей души, первая из которых – это гордыня и самомнение.

Автор: Ирина Тихомирова

0 комментариев
Войдите, чтобы оставить комментарий. Простая в два клика.
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!