Алексей Чалый модернизирует крымские электрические сети

Проект по модернизации электрических сетей с использованием новейших технологий, который планировалось реализовать в Севастополе, реализуется на территории Республики Крым. Пока площадкой для создания сетей нового поколения служит Сакский район электрических сетей (РЭС). Однако в случае если ожидаемый эффект будет достигнут, до 2021 года Сакский РЭС будет перестроен полностью, а до 2024 года модернизация ожидает все крымские распределительные сети. Об этом сообщил генеральный директор ООО «Разумные электрические сети», замруководителя рабочей группы НТИ «Энерджинет» Алексей Чалый в интервью, опубликованном на портале Medium.com.

О том, что такое умные электрические сети, мы в своё время писали достаточно подробно. В недавней беседе с директором инфраструктурного центра «Энерджинет» Дмитрием Холкиным Алексей Чалый ещё раз подчеркнул: формулируя задачу по созданию цифровых сетей, их творцы стремились встать на точку зрения государства, то есть найти баланс между интересами потребителей и производителей электроэнергии. Первым нужны надёжность, качество электроснабжения и доступность электроэнергии. Вторые стремятся снизить затраты, складывающиеся из трёх составляющих: капитальные затраты, операционные затраты и потери на электросетях. Найти баланс непросто, но без этого, уверен Алексей Чалый, технологии не имеют практического смысла.

«Масштабируемая бизнес-модель района электрической сети нового технологического уклада, обеспечивающая надёжность, качество, доступность и потери на уровне США при минимальной себестоимости владения (целевой показатель — 75% от текущей себестоимости)», — так формулирует он конечную цель.

США, поясняет он, взяты в качестве точки отсчёта по ряду причин.

«Их энергосистема похожа на нашу (большие расстояния, много воздушных линий). Нельзя Германию брать для сравнения, её энергосистема не похожа на нашу… Никто не подходит, кроме Штатов, тем более, что у них более развита экономика, их киловатт-час эффективнее нашего в 4,5 раза. Если разделить ВВП на потреблённую электроэнергию, то американский киловатт-час производит товаров и услуг в 4,5 раза больше, чем наш», — поясняет Алексей Чалый.

Важно, что речь идёт о создании не просто технологии, но работающей бизнес-модели, которую можно масштабировать на всю страну. А заниматься модернизацией электрических сетей, уверен Чалый, жизнь всё равно заставит: действующие сети уже вырабатывают, а в значительной мере и выработали свой ресурс. Игнорировать это крайне опасно, а заниматься воссозданием прежней системы — то же самое, что менять один ламповый телевизор на другой, вместо того чтобы купить современную технику.

Пока, к сожалению, на территории большей части нашей страны и всего мира происходит именно так.

«Релейная защита, которая стоит на выключателях у основания подстанции, придумана сто с лишним лет назад и идеологически не изменилась. Только тогда у людей, которые придумали релейную защиту, в руках были лишь куски железа и меди, а нынешние люди, имея на борту каждого присоединения компьютер, делают то же самое. И это как минимум странно», — приводит пример Чалый.

Помимо прочего, расходы на создание сетей нового поколения значительно ниже: по словам Алексея Чалого, капитальные затраты на строительство новой автокластерной сети меньше на 30–40%, чем на создание аналога уже действующей. Что касается модернизации, оценка ожидаемого эффекта позволяет говорить о снижении капитальных затрат на 30–40%. При этом на 60% снизится трудоёмкость ликвидации аварий, на 20–40% — нагрузочные потери и в 3–10 раз — SAIDI (индекс средней продолжительности отключений электроэнергии в системе).

Напомним: идеи Чалого уже претворены в цифровых распределительных сетях на территории Калининградской и Новгородской областей. А поскольку процесс совершенствования технологий идёт постоянно, севастопольский проект обещал стать ещё более «продвинутым». Однако в силу ряда причин, о которых здесь говорить не хотелось бы, его реализация была сорвана. Россети, планировавшие вложить в проект 2 млрд рублей, от участия в нём отказались, и в декабре 2018 года правительство Севастополя исключило проект из числа приоритетных для Севастополя.

Ольга Смирнова

Фото: ForPost и скриншоты сюжета «Россия-1»

0 комментариев
Войдите, чтобы оставить комментарий. Простая в два клика.
Пока никто не оставил комментариев к этой статье. Вы можете стать первым!